Главная страница --> Идеи из жизни

Целевой подход. Полезно отно .. | Цена вопроса. Как лучше расп .. | Как компании борются с переп .. | Дилеры спорят с МТС. Они не .. | «Евросеть» поссорилась с Tel .. |


Независимый директор в России: описан усреднённый портрет

Независимый директор в России — на 95% мужчина, на 40% — иностранец и на 6% — политик, говорится в исследовании "Коллективный портрет независимого директора в российской компании". Он зарабатывает до $125 000 в год.

Независимые директора официально не представляют интересы ни акционеров, ни топ-менеджмента, не владеют акциями компании, не ведут совместный бизнес, не числятся консультантами, напоминает Александр Филатов, исполнительный директор Национальной ассоциации независимых директоров (НАНД). Репутация, профессиональные навыки, жизненный опыт — вот их главные признаки, отмечает он. В 2006 г. НАНД решила дорисовать портрет независимого директора и провела исследование "Коллективный портрет независимого директора в российской компании". "Мы проанализировали данные 166 независимых директоров, взятые из открытых источников, — поясняет Филатов. — Они представляют 90 компаний всех ведущих отраслей промышленности и финансовой сферы". Рассматривались как публичные (57%), так и непубличные (43%) компании. Оценка проводилась по профессии, возрасту, полу, гражданству.

Более 40% независимых директоров имеют опыт работы в финансах или экономике, 33% — управленцы, 20% работают в индустриальном секторе, 6% — академики и политики. "Идет профессионализация советов директоров", — констатирует Филатов. Спрос на специалистов продиктован, в частности, созданием в советах директоров (СД) комитетов, отмечает он. Например, в комитет по аудиту, и в первую очередь на должность председателя, идеально подходят бывшие партнеры "большой четверки" аудиторско-консалтинговых компаний. Для результативной работы комитета по компенсациям и вознаграждениям нужны управленцы высокого класса — как бывшие, так и действующие. Топ-менеджеры отлично разбираются в системе мотивации, уточняет Филатов. Подавляющее большинство независимых директоров — 95% — составляют мужчины, говорится в исследовании.

Свободные радикалы

С 2003 г. спрос на независимых директоров со стороны российского бизнеса ежегодно увеличивается на 25—30%, констатирует Антон Стороженко, партнер хедхантинговой копании Amrop Hever Group. С его оценкой согласен и Филатов. Присутствие в СД компаний независимых членов говорит о прозрачности системы управления. А это хороший знак для международных фондовых рынков и инвесторов. Выход российских компаний с IPO и стал толчком к приглашению независимых директоров, полагает Дмитрий Шустерняк, генеральный директор компании "Финэкспертиза. Консалтинг". Российские собственники также поняли, что независимый директор не только обеспечивает прозрачность, но и увеличивает эффективность управления. Он свободен от стереотипов и заблуждений, исторически сложившихся в компании, уверен Шустерняк.

Такое понимание пришлось очень кстати. Большинство крупных компаний оказалось на новом этапе развития — теперь нужен четкий план действий на три-пять лет, отмечает Филатов. Нужны ответы на вопросы, каких темпов роста можно достичь за счет собственных средств, на каком этапе понадобится привлечение внешних источников финансирования, какова ситуация на рынке и прогнозы ее развития, какие активы могут помешать увеличению рыночной стоимости компании, когда и как от них избавляться.

Где взять

Независимых директоров стоит искать среди руководителей консалтинговых компаний, некоммерческих и общественных организаций, ключевых партнеров бизнеса, считает Шустерняк. Впрочем, он тут же перечисляет и риски: консультанты могут продвигать услуги своей фирмы, у представителей некоммерческого сектора могут появиться коммерческие интересы, а партнерам, как правило, все не рассказывают. Можно пригласить действующего управленца компании из другой отрасли, полагает Шустерняк. Его точку зрения разделяет Стороженко. Именно топ-менеджеры являются главными мишенями для хедхантинга, отмечает он. Впрочем, для российской практики это редкость, признается Стороженко. Филатов тоже знает не так много случаев "перекрестного опыления". Один из них — участие гендиректора "Вымпелкома" Александра Изосимова в работе СД пивоваренной компании "Балтика". Изосимов дважды избирался в СД, в 2005 и 2006 гг., отмечает Антон Рогачевский, директор по правовым вопросам компании. "Изосимов — профессионал, работающий в активно развивающейся отрасли — телекоммуникациях, его работа в совете директоров в качестве независимого члена <…> позволяет компании получить свежий взгляд на развитие предприятия, что способствует принятию взвешенных и объективных бизнес-решений" — так объяснил Рогачевский причину приглашения Изосимова. Однако конкретную пользу от наличия в СД независимого члена назвать затруднился. "Решения принимаются все-таки коллегиально, и выделять конкретных директоров некорректно", — говорит Алексей Кедрин, заместитель директора по корпоративным связям и информации компании. Сам Изосимов называет свою работу в "Балтике" "саморазвитием и как топ-менеджера, и как бизнесмена". Учиться и совершенствоваться — именно такая мотивация движет людьми, согласившимися участвовать в работе СД, говорит Филатов. О материальных причинах не может быть и речи. Вознаграждения независимого директора ($30 000—125 000), как правило, не превышают и 10% от его годового дохода, отмечает он.



Похожие по содержанию материалы:
P2P-альянс собирается сажать RIAA за стол переговоров ..
ATARI и её синусоидальная хроника. Часть вторая ..
Palm "оптимизировал работу" 250 сотрудников ..
AMD не помогли гостендеры. Доля компании выросла за счёт частных пользователей ..
Целевой подход. Полезно относиться к стратегии как набору ключевых решений ..
Цена вопроса. Как лучше расплатиться с менеджером по продажам ..
Как компании борются с перепроизводством: пять примеров ..
Дилеры спорят с МТС. Они не верят, что оператор стал лидером по подключениям ..
«Евросеть» поссорилась с Tele2. Крупнейший дилер не хочет продавать контракты оператора ..
ATARI и её синусоидальная хроника. Часть первая ..
France Telecom выходит в прокат. Телекоммуникационная группа выходит в кинобизнес ..
Ход кониной. Казанская сеть «Бахетле» нашла новую нишу на московском рынке ..
Левада. Наступление вареников ..


Похожие документы из сходных разделов


Nokia хочет утончённости. Финская компания представляет первые модели ультратонких телефонов

Финская компания Nokia представила первые модели сотовых телефонов в ультратонких корпусах. Крупнейший в мире производитель трубок решил последовать за модой: ранее в «ультратонкой» нише выступили Samsung и Motorola. Это уже не первый случай, когда Nokia заимствует идеи конкурентов, чтобы сохранить доминирующие позиции на рынке.

читать далее
Nokia бросает вызов iPod

Финская Nokia, крупнейший в мире производитель сотовых телефонов, намерена организовать онлайновый магазин цифровых музыкальных записей, который будет конкурировать с музыкальной службой Apple iTunes. А одним из инструментов конкурентной борьбы финской компании станут выпускаемые ею мобильники, приспособленные для работы с цифровой музыкой.

N .. читать далее


«НТВ-Плюс» запускает телевидение нового поколения

«НТВ-Плюс» первой в России запустит в коммерческую эксплуатацию телевидение высокой четкости. Компания вложит в проект несколько миллионов долларов, которые рассчитывает окупить за два-три года. Конкуренты одобряют шаг «НТВ-Плюс» и намерены тоже внедрить HDTV.

В декабре «НТВ-Плюс» начнет транслировать несколько т .. читать далее