Новые идеи: не царское это дело?С мощным наплывом новых технологий, вытесняющих старые методы и стратегии, готовность к инновациям становится неотъемлемой характеристикой каждого руководителя компании. «Я живу и дышу этим понятием», — говорит Джейн Фридман (Jane Friedman), исполнительный директор издательства HarperCollins Publishers. Эти слова Фридман произнесла на круглом столе, прошедшем в Нью-Йорке под эгидой Chief Executive и IBM. На круглый стол она прилетела из Калифорнии, где принимала участие в собрании глав интернет-сайтов, приобретенных Newscorp., материнской компанией HarperCollins. Это собрание оказалось для нее настоящим открытием. Целью калифорнийских совещаний была попытка понять, как лучше интегрировать контент HarperCollins с новыми каналами распространения информации — электронными книгами, блогами и онлайн-публикациями, перевернувшими старые, проверенные методы книгоиздателей, традиционно с опаской относящихся к техническим новинкам. По словам Фридман, это собрание навсегда изменило ее взгляды. «Мы знаем, где продаются наши книги, и где — книги других издателей, каковы новейшие тенденции, — говорит она. — Что волнует меня в данный момент, так это осознание того, что расти я могу лишь в двух направлениях: либо через приобретения — а издательств, которые можно было бы приобрести осталось очень немного, либо через новые технологии. Мне очень повезло, что в прошлом месяце мой босс [Руперт Мердок] приобрел четыре крупнейших web-сайта. Им же нужен контент. И у меня он есть». В круглом столе приняли участие более десятка глав крупнейших компаний и их главные стратеги. Оба лагеря в целом сошлись во взглядах относительно инновационных методов, но вот относительно роли главы компании в инновационных процессах их точки зрения разошлись — на первый взгляд незаметно, но при более глубоком рассмотрении — достаточно существенно. В целом, главы компаний рассматривают инновации как нечто, что нуждается в их поощрении и общем направлении, но совсем необязательно — в непосредственном руководстве. Чак Найт (Chuck Knight), почетный председатель Emerson Electric, рассказал о том, что он тратит 60% своего рабочего времени на совещания по планированию деятельности компании, в ходе которых главы филиалов представляют ему свои идеи по новым продуктам и технологиям, позволяющим обойти конкурентов. Таким образом, Найт «остается в курсе дел компании» без своего личного участия в повседневном процессе генерации новых идей. Такая точка зрения отводит главе компании роль своего рода «члена группы поддержки» или заводилы, создающего климат, позволяющий инновациям цвести и расцветать. «Для людей естественна склонность к новизне, так что главе компании нужно просто ее поощрять», — добавляет Сунил Кумар (Sunil Kumar), CEO химической компании International Specialty Products . Стратеги же, со своей стороны, считают, что роль главы компании должна быть более активной. По мнению Дэвида Батлера (David Butler), директора по ассортименту телекоммуникационной компании Avaya, руководителям необходима система финансовой и производственной отчетности, включающая инновации, которую они могли бы контролировать напрямую. Руководителю не следует теряться перед инновациями, ему необходимо поддерживать их и обеспечивать внедрение. «Главы компаний не могут чувствовать себя комфортно, поскольку конкуренция становится все более и более свирепой, и руководитель уже не может позволить себе колебаться», — говорит Эд Теплиц (Ed Teplitz), исполнительный вице-президент Ethan Allen Retail . Зато общее согласие наблюдается в вопросе определения критических сфер для инноваций — следовать за клиентами. «Инновация начинается с взаимодействия компании и клиента, — говорит Клайв Менделоу (Clive Mendelow), COO риэлтерской компании Binswange. — И это не просто клише, гласящее, что нужно слушать своего клиента. Это — формирование культуры понимания мира вашего клиента. Дело не просто в том, чтобы понять клиента, главное — это понять ту атмосферу, обстановку, в которой он существует». Нередко ключевые инновации связаны не столько с продукцией компании, сколько с самим бизнес-процессом. Ричард Хубер (Richard Huber), бывший CEO компании American Commercial Lines, занимающейся водными грузовыми перевозками, рассказал об одной такой инновации, затронувшей его бизнес, который он назвал «вторым древнейшим в мире": «Возить товары вверх-вниз по реке — вот и весь наш бизнес. Но для клиентов крайне важно было знать, где их груз находится в каждый конкретный момент и когда именно он будет доставлен в место назначения». Чтобы заполнить этот пробел, компания использовала комбинацию технологий GPS и электронных баз данных, предоставив клиентам в реальном времени отчеты о точном местонахождении их груза и приблизительных сроках доставки. Эта инновация закрепила отношения между компанией и клиентами, предотвратив их уход к конкурентам. |