Имя ATARI ассоциируется у ностальгирующих геймеров и компьютерщиков со старыми игрушками и персональными компьютерами. Бывшие конкуренты ATARI, видимо, чаще вспоминают судебные процессы. Казалось бы, ATARI давно уже нет на свете. А на самом деле...
А на самом деле от первоначальной компании осталось только имя, внезапно всплывшее в связи с выпуском игры Unreal II. Название фирмы, некогда бывшей настоящей грозой "всяких там" Nintendo, Sega и иже с ними, находится во владении компании Infogrames, и, судя по тому, что для него делается свой сайт, имя ещё может вернуться в каком-то качестве.
Во всяком случае, имя ATARI мелькает во вступительных титрах к Unreal II...
По правде говоря, трудно представить себе другую компанию с такой "нервной" историей. Судебные процессы, скандалы, обвинения руководства в мошенничестве, ничем, кроме руководительского самодурства не обоснованные увольнения сотен человек, и многолетний кризис, в известной степени подхлёстываемый шипением недобрых аналитиков всё это ATARI, всё это её история.
И надо сказать, она довольно поучительна во всяком случае, это наглядный пример, как большой корабль с пробоиной ниже ватерлинии может в течение долгого времени оставаться в процессе большого плавания. Хотя, по правде говоря, корабль был не один (а два), и подпирали его жестоко, так что можно говорить, что двигатель у него (или у них) был внешний. Речь идёт о корпорации Warner.
Но обо всём по порядку.
Итак, на дворе 1972 год. Двое людей Нолан Бушнел (Nolan Bushnell) и Тед Дэбни (Ted Dabney) основали собственную игровую компанию, назвали её ATARI (термин из японской игры Го) и уже через несколько месяцев развернули собственный сборочный цех (на месте бывшего скетинг-ринка), куда поначалу за копейки пригласили работать местных хиппарей.
Первой игрой, выпущенной в том же году, стал Pong, который обкатывали в местном баре. Популярность оказалась, по локальным меркам, огромной, так что автомат был просто забит монетами.
В 1973 году было собрано более восьми тысяч автоматов для Pong, больше чем машин Pinball, которые тогда были на коне. Успех был невероятный. Однако Тед Дэбни паниковал насчёт правил конкуренции, и Бушнел почёл за лучшее выкупить долю партнёра в ATARI. В июне того же года Бушнел образовал ещё одну собственную компанию Kee Games, чтобы создать "конкуренцию" ATARI и избежать эксклюзивных дистрибьюторских каналов и продать больше игр. В итоге ATARI "сделала" $3,2 миллиона по итогам года.
На 1974 год пришёлся мини-пик, когда новые игры выходили каждые шесть недель. Но тогда же начались и неприятности: разозлённые низкой зарплатой работники компании начали выносить запчасти видеоигр и продавать их на сторону. А стороной были, естественно, конкуренты.
В 1974 году же произошло воссоединение Kee Games и ATARI, а формальный руководитель Kee Games, приятель Бушнела Джо Кинан (Joe Keenan) сделался президентом ATARI.
В том же году вышла первая домашняя консоль для игры в Pong.
На следующий год один дистрибьютор всё-таки выколотил из ATARI эксклюзивное соглашение, по условиям которого он обеспечивал и спонсорскую деятельность ATARI, и распространение консоли Pong, и рекламу. В итоге было продано что-то около 150 тысяч консолей, что по тем временам было большим успехом.
Оборот ATARI по итогам 1975 года достиг $40 миллионов, прибыль $3 миллиона.
А на следующий год ATARI, прижимаемой "пинбольными" компаниями, пришлось браться за выпуск классических автоматов для Pinball. Отвертелась от них ATARI только в 1979 году.
В 1976 году в стенах ATARI появились Стив Джобс и с ним Стивен Возняк основатели Apple. Они выпустили игру Breakout (прототип Arkanoid) и Джобс надул приятеля, забрав практически все деньги. Возняк узнает об этом лишь спустя несколько лет, но дело обойдётся без драки.
За свои жульничества Джобс в 1985 году, по закону кармы, вылетит из Apple.
Кроме того, в том же 1976 году начинается работа над первой видеоигровой консолью на картриджах Stella. Это был ответ на программируемую домашнюю консоль Fairchild Channel F.
Однако денег на дальнейшие разработки не хватало, и потому Бушнел продаёт свою компанию гиганту Warner Communications за $28 миллионов и председательское место в совете директоров. Президентом остаётся Кинан.
На следующий год Warner инвестирует сразу $100 миллионов в разработки Stella. В октябре свет увидела ATARI VCS (видеокомпьютерная система) стоимостью $200. Изначально к ней поставлялись девять игр наиболее знаменитые наименования из стационарных аркад ATARI.
И надо же было такому случится, что ровно на этом ATARI едва и не прогорела. Продажи игровых консолей производились, почему-то, только в рождественские праздники, и на Рождество 1977 года на рынок вклинились ручные консольки. ATARI выжила, благодаря финансовой поддержке Warner Communications, но в долгах оказалась, как в шелках...
А дальше дальше было тёмное время правления Рея Кассара (Ray Kassar), по кличке "Царь" (The Czar), которого наняло руководство Warner править потребительским подразделением ATARI.
Бушнел сцепился с шишками из Warner насчёт того, куда дальше следует двигаться ATARI, в частности, следует ли создавать подразделение домашних компьютеров. В конце года Бушнела увольняют, а Кассар становится полновластным владыкой.
Немедленно происходит переориентация с разработок на маркетинговую деятельность и продажи, головы летят как листья по ветру, ужесточается дисциплина и начинается чуть ли ни тотальная слежка за всеми. Это мало кого радует, и многие работники уходят из компании.
Подразделение персональных компьютеров всё-таки создаётся, причём происходит разделение компании на две отдельные. Одна продолжает заниматься видеоиграми (в частности, выпускается аркада Football), другая приступает к разработке домашних компьютеров.
То ли по инерции, то ли вследствие жёсткости руководства, но на 1979 год приходится "золотой век" ATARI.
Intel's Developers Forum (IDF), на котором, как ожидалось, будет представлен преемник Pentium 4 или хотя бы кулер для 4 GHz Pentium 4, и вовсе обошёлся бы без каких-либо сенсаций, если бы не AMD.
На интеловском форуме Advanced Micro Devices представила первый процессор Hammer, который призван конкурировать со славными представителями интеловского же семейства Itanium.
Не все из нас слышали, как шумели первые компьютеры электронно-вычислительные машины. Появление микрочипов и других компонентов сделало компьютеры достаточно тихими. Но с недавних пор PC стали более мощными, из-за чего начали шуметь снова. Вместе с этим появились компании, чей бизнес – ликвидация компьютерного шума.
Возможно, ваш "комп" не шумит вообще, или же его "звучание ..
Перед вами два одинаковых прозрачных стакана. В одном находится Coca-Cola, в другом Pepsi. Никаких пояснений, в каком стакане что налито, нет. Сможете отличить напитки по вкусу и запаху? Если не сможете, то вместо любимой Coca-Cola вы выпьете Pepsi, и наоборот. Учёные говорят, что, скорее всего, так и будет.
Сразу подчеркнём: данная статья не является рекламой Coca-Cola, Pe ..