На практике из 20 разработанных дизайнов деколи в производство идет всего один, самый несовременный.
«Всем надоели бумажные этикетки на бутылках водки»,- считает Юрий Тузов. Его компания Deco занимается производством деколи и непосредственным деколированием изделий из стекла и фарфора. Подобных фирм только в Москве — несколько тысяч, при этом возможности одной Deco составляют 400 тыс. листов в месяц, а объем всего рынка — 350 тыс. листов для крупных потребителей деколи и трудноучитываемая сувенирная деколь, объемы которой оцениваются приблизительно в 200 тыс. листов. Это Юрия Тузова нисколько не смущает: «Даже если наши планы сбудутся всего на 50%, окупаемость вложений в производство составит не более трех лет».
Полсотни девушек
- Бумажные этикетки стали всем надоедать,- рассказывает Юрий Тузов,- поэтому начала развиваться декорация стекла. Мои знакомые наносили изображение на бутылки методом прямой трафаретной печати. Работали с миллионными тиражами, все было чудесно, но существовала одна проблема: как только у водочного производителя возникало желание разливать продукцию в бутылки, отличные от обычных «карандашей», метод прямой трафаретной печати оказывался непригодным. В этих случаях необходимо было использовать деколь, а такого оборудования у моих друзей не было. Деколирование появилось в России 100 лет назад как альтернатива ручной росписи фарфоровой посуды. Затем лидерами в этой области стали Англия и Германия. С приходом на рынок Турции и Китая большинство европейских производителей не выдержали конкуренции и разорились, а те, кто не разорился, стали в спешном порядке переводить свое производство в тот же Китай. В это непростое время Юрий решил войти в рынок. Суть процесса деколирования сводится к тому, что методом прямой печати на лист бумаги наносится изображение, потом эта переводная картинка вручную наклеивается на изделие и обжигается в печке.
- Деколь — это переводные картинки, напечатанные специальными красками с помощью трафаретов на листах гуммированной бумаги и закрепленные лаком. При погружении такого листа в воду лаковое пятно и закрепленная на его обратной стороне краска отходят, и готовую к работе картинку наносят на деколируемый предмет. Далее этот предмет помещают в печку и нагревают до необходимой температуры — при 400 градусах поверхность посуды начинает плавиться, лаковая пленка сгорает, и находящаяся под ней краска впекается в изделие. Юрий решил делать деколь и продавать ее фарфоровым заводам, водочным производителям и рекламным компаниям
— в общем, всем, кто имеет достаточное количество рабочих рук, готовых нашлепывать переводные картинки на изделия. Вторым направлением компании стал сам процесс деколирования. В 2004 году Юрий и несколько соучредителей организовали фирму Deco.
- Мы все проанализировали, изучили рынок, увидели, что потребности в деколировании достаточно высоки. Только в одной Москве такие услуги предоставляют тысячи рекламных агентств, и число их растет, как и число клиентов. Сегодня уже трудно представить офис без кружек с логотипом компании, каждый бокал в баре имеет эмблему пивоваренного завода. Если бы мы стали одним из этих тысяч рекламных агентств, то не имели бы никаких преимуществ. Мы решили пойти своим путем: не печатать изображения на всем подряд: майках, ручках, зажигалках, а заняться исключительно деколью. На заемные деньги Юрий приобрел графические станции на различных платформах, фотонаборный аппарат, краскотерки, печатный комплекс, включающий три стоп-цилиндровые автоматические линии ценой 700 тыс. евро каждая и один полуавтомат. Специализация позволила снизить себестоимость продукции. Вторым шагом к снижению затрат стало открытие не одного, а сразу трех производств, различных по своей мощности: в Москве, Гусь-Хрустальном и Твери. На столичных площадях делают деколь и деколируют изделия тиражом от 1 до 1 тыс. экземпляров. В Гусь-Хрустальном исполняют более крупные заказы — до 10 тыс., в Твери — самые большие тиражи. Такое расположение не случайно: большинство предприятий, занимающихся производством посуды, находятся именно в этих направлениях, что позволяет во многих случаях минимизировать расходы на перевозку.
- Если клиент заказывает маленький тираж и при этом его устраивает малокрасочное, произвольно меняющее цвета (часто в пределах одного дизайна), без совмещения изображение, то мы исполняем этот заказ на нашем московском небольшом ручном производстве. При обжиге такая продукция дает высокий процент брака, тем не менее все расходы покрываются за счет более высокой цены. Если же заказчику нужен многотысячный тираж высокого стандартного качества, то этот заказ исполняется в Гусь-Хрустальном или в Твери, где стоит совсем другое оборудование и уделяется пристальное внимание технологии производства. Например, для высокого качества деколирования необходимо правильно хранить гуммированную бумагу, осуществлять печать и сушку деколей в одном помещении. Температуру надо поддерживать в диапазоне 20—25 градусов, относительную влажность воздуха- 60%. Для этого наши производственные помещения мы оборудовали специальными климатическими системами, которые стоят немалых денег. Своих рабочих мы учим соблюдать стерильную чистоту: каждая попавшая на деколь пылинка выгорает при обжиге, образуя в изделии дырку. Многие отечественные производители допускают брак именно по причине запыленности. Наши рабочие, как на западных производствах, имеют чистую сменную обувь и одежду. Предприятия оснащены системой двойных дверей. Одну линию обслуживают три-четыре человека. Также на постоянной работе в компании трудятся полсотни девушек, в обязанности которых входит наклеивание деколи на изделия. Этот процесс до сих пор производится только с применением ручного труда.