Меньше пива, больше вина, коктейлей и дорогого спиртного — вот наиболее актуальные тренды на мировом рынке алкоголя
Мода на алкоголь меняется примерно раз в десять лет. То слабоалкогольные напитки вытесняют крепкие, то наоборот. Так, в мире падает потребление пива. Его вытесняют вино и крепкие алкогольные напитки. Последние приобрели популярность за счет возрождения коктейльной культуры: возможность смешивать все и со всем - вот что сегодня нравится людям. Кроме того, в последние десять-двадцать лет горячительные напитки все больше употребляют женщины, и производители спиртного начали бороться за привлечение этой части потребителей. Так появились водка и прочий алкоголь со всевозможными ароматическими добавками; таких напитков становится все больше, а вкус их - все экзотичнее.
О закономерностях потребления алкогольной продукции в разных странах «Эксперт» беседует с Марком Овердайком, вице-президентом компании Brown-Forman - одного из основных мировых производителей алкоголя (водка Finlandia, виски Jack Daniels и Tennessee).
Политический вопрос
- От чего зависит популярность тех или иных напитков в разных странах?
- Например, пиво считается массовым напитком, в пивоваренной отрасли, как правило, задействованы местные производители. Поэтому оно пользуется большой политической поддержкой, в частности в Германии. Та же ситуация с вином в Италии, с виски Tennessee в американском штате Кентукки. Есть традиционно ромовые рынки - Мексика и вообще страны Латинской Америки. Для Великобритании характерно потребление шотландского виски, и в силу традиций потребление водки здесь никогда не превысит потребление виски. В целом люди предпочитают пить то, что пили их отцы, что пьют их друзья.
Правда, все больше людей путешествует по миру, они привозят на родину различные культуры потребления спиртных напитков, и под их воздействием предпочтения могут меняться. Потребители часто сами что-то придумывают, и производители алкоголя просто подбирают их идеи.
- Например?
- Сейчас один из основных трендов - спиртные напитки с различными вкусовыми добавками. Модно продавать водку со вкусом апельсина, клюквы или черной смородины. Вкусовые добавки в промышленных масштабах стали вносить в алкоголь, чтобы подстегнуть падающие продажи. Это усовершенствование должно привлечь потребителей, которым не нравится сам по себе вкус водки, - так они могут употреблять этот напиток, ощущая приятный вкус добавки.
- Где же популярна водка с ароматическими добавками?
- В значительной степени в США. Наверное, это можно отнести к особенностям менталитета, к смешению европейской и азиатской культур.
- И сколько, по-вашему, продержится эта мода?
- Обычно мода на какой-то вид алкоголя сохраняется примерно десятилетие, хотя есть и более длинные циклы. Яркий пример - мода на алкогольсодержащие газированные напитки или готовые к употреблению коктейли в банке вроде Smirnoff Ice. В последние лет десять они «выстрелили», но сейчас их популярность сходит на нет. Готовые коктейли хорошо брали сети дистрибуции. Из-за пониженного содержания алкоголя их можно было рекламировать, о них много говорили. А значит, постепенно людей вовлекали в сопутствующий бренд уже с большим содержанием алкоголя. Так что не случайно благодаря баночным коктейлям начали расти продажи и крепких спиртных напитков. Но вскоре баночные коктейли стали жертвой собственной популярности - в обществе начались дебаты по поводу вовлечения в употребление алкоголя несовершеннолетних. Это повлияло на налоговые сборы с готовой коктейльной продукции и изменило маркетинговую политику производителей.
Меньше пива, больше водки
- Можно ли выделить какие-то мировые тренды во вкусовых предпочтениях?
- Наблюдается явный интерес к более экзотическому алкоголю, например к текиле или рому. Сокращается потребление пива. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, растет популярность вина. Во-вторых, потребители пива стареют и уже не так много пьют. В-третьих, все больше женщин потребляет спиртное, а они предпочитает алкоголь с добавками, те же коктейли, о которых мы говорили. А смешивать пиво еще с чем-то не слишком принято. Зародившаяся в двадцатых годах прошлого века в США коктейльная культура вновь возвращается. Она развивается даже в Германии, для которой совсем не характерна.
- Подождите, вы же только что сказали, что продажи коктейлей падают…
- Тут есть различие. Действительно, готовые баночные коктейли выходят из моды. А вот продажи коктейлей в барах и ресторанах на подъеме. Потребителям по-прежнему интересно экспериментировать с новыми вкусами. Продавцам эта мода очень на руку: для них это способ продавать больше премиальных напитков и находить новые способы удовлетворения потребительских запросов.