ATARI и её синусоидальная хроника. Часть вторая1979 год ознаменовался для ATARI выпуском первых компьютеров, двух знаменитейших игр и крупным внутренним скандалом. Директор Рей Кассар (Ray Kassar) доказывал, что он тут самый главный, и то, как он это делал, многим не понравилось. В январе 1979 года компьютеры ATARI 400 "Candy" и ATARI 800 "Colleen" были продемонстрированы на зимней выставке Consumer Electronics Show (CES). Кроме того, до товарищей из Warner Communications, наконец, доходит, что домашние игровые консоли можно продавать не только под Рождество, и теперь продажи ведутся круглогодично. Спрашивается, где они были раньше? Приблизительно тогда же появляется знаменитая игра Space Invaders, разошедшаяся по всем возможным платформам. Спустя год ATARI выпустит её для домашней консоли. В том же году выходят знаменитые аркадные игры: Lunar Lander, которую до сих пор под разными названиями клонируют, а также Asteroids, обогнавшую по популярности Invaders from Space на аркадных автоматах.
| |
Однако всё это великолепие омрачено внутренними конфликтами: очевидно, в целях укрепления собственной власти исполнительный директор Кассар выставил из компании ряд инженеров с мотивировкой "нервные слишком, много о себе думают". Оставшиеся в компании разозлены и сильно.
25 апреля 1980 года на свет появляется компания Activision угадайте, кто её основал? Правильно, уволенные инженеры ATARI Дэвид Крейн (David Crane), Алан Миллер (Alan Miller), Боб Уайтхед (Bob Whitehead) и Ларри Каплан (Larry Kaplan).
Кассар в гневе. Ему совершенно не нужны конкуренты под боком, тем более такие близко знакомые. ATARI подаёт иск против Activision за использование внутренней информации и нарушение договора о неразглашении коммерческой тайны.
В тот же год на свет появляется знаменитая Battlezone апокалиптический симулятор танка с каркасной векторной графикой, первая аркада с видом от первого лица. Мы о ней уже писали.
Самое забавное, что элементы этой игры были потом использованы в одноимённом фантастическом симуляторе лунного танка. Причём игру выпустила именно компания Activision, процветающая и в наше время.
Для ATARI Battlezone была довольно крупным успехом: продано 75 тысяч игр.
Финансовый рост стремителен: с $19 миллионов сразу до $77 миллионов операционной прибыли всего за один год. Доходы $415 миллионов. Доля ATARI в прибылях Warner Communications составляет одну треть, и её называют самым быстрорастущим предприятием за всю историю Америки.
В 1981 году ATARI анонсирует два "чуда техники" голографическую игровую систему Cosmos и беспроводную версию ATARI VCS.
Но им не было суждено появиться. В дальнейшем ATARI постоянно оказывалась в неудобном положении из-за своего оборудования.
Так, например, проблемы с совместимостью нового компьютера ATARI 1200XL, выпущенного в 1982 году, заставили поклонников аркад табунами бежать в магазины и скупать ATARI 400 и ATARI 800, пока их не сняли с производства.
Ещё серьёзнее оказался скандал вокруг выпущенного в том же 1982 году компьютера ATARI 5200. По сути это был всё тот же ATARI 400 в новой упаковке. Однако внутреннее соперничество между подразделениями вылилось в несовместимость оригинальной модели и её клона.
А в 1987 году ATARI анонсирует XE Game System (XEGS), игровую консоль на базе выпущенного двумя годами ранее компьютера 65XE. Критики без устали пинали производителя за использование аппаратной части пятилетней давности и столь же "древних" игр.
Был также проект ATARITEL в компании собирались создать телекоммуникационное подразделение, но и эта затея провалилась.
В общем, с железом ATARI не везло клинически.
Не слишком ей повезло и с руководством: господин Кассар вёл себя совершенно авторитарно, а это весьма негативным образом сказалось на всём управленческом звене. Текучесть кадров в правлении превысила разумные пределы, и при этом некому было поставить Кассара на место.
В то же время, снизилось качество разработок самой ATARI, из-за чего репутация компании начала портиться, как подбитое яблоко.
А в начале декабря начался локальных масштабов апокалипсис.
7 декабря в 14:41 по Восточному времени Рей Кассар продаёт 5000 акций Warner стоимостью $250 тысяч.
Спустя полчаса Warner объявляет о 10% росте прибылей по сравнению с предыдущим кварталом. А ждали 50%. Виноватыми сразу назначили низкие продажи ATARI в связи с задержкой выпуска многих игр и возросшей конкуренцией.