Sony пытается задушить АйболитаВместо того, чтобы упрятать за решётку хакера, взломавшего мозг робота-собаки, корпорация Sony вынуждена договариваться с ним, потому что владельцы AIBO боготворят "преступника". Несмотря на то, что создатели "собаки" AIBO ("Artificial Intelligence" and "roBOt") на сегодняшний день так и не отказались от мысли отстоять своё авторское право, хакеру, известному под именем Айбопет (AiboPet), уже бояться нечего: согласно джентльменскому соглашению, Sony "закрывает глаза" на хакерские разработки в обмен на внедрение наиболее понравившихся из них. Эта неоконченная история началась в октябре 2001 года, когда Sony, опираясь на DMCA (Digital Millennium Copyright Act), обвинила Айбопета в нарушении авторских прав. Создатели робота направили хакеру письмо с требованием убрать с его сайта всё разработанное им для AIBO программное обеспечение. Нужно сказать, что Айбопету было что убирать: получив исходные коды "собаки", хакер занялся перепроектировкой имеющегося и разработкой нового ПО для AIBO. Таким образом, владельцы, прямо скажем, недешёвых роботов получили возможность делать upgrade своих любимцев, не дожидаясь, когда Sony соизволит выпустить на рынок очередной пакет обновлений, за который снова нужно будет выложить круглую сумму. Разработки Айбопета дали владельцам AIBO возможность "учить" своих роботов танцевать, говорить, слушаться новых команд, различать большее количество цветов и многим другим полезным навыкам. Кроме того, хакер, являющийся владельцем десятка различных AIBO, занялся разработкой новых моделей роботов: из деталей нескольких "собак" он собирает нового непохожего на других робота, ведь, на самом деле, индивидуальность домашнего любимца крайне важна для владельцев. Но DMCA сделал Айбопета преступником, и он был вынужден немедленно подчиниться требованиям Sony. Всё ПО с сайта было убрано, но хакер не успокоился он рассказал недоумевающим владельцам AIBO о конфликте что называется, "заварил кашу". В результате, на Sony обрушилась волна народного гнева тысячи лучших клиентов японской корпорации заявили о своём решении бойкотировать всю продукцию Sony и завалили почтовые ящики претензиями, жалобами и просьбами. Один из владельцев AIBO выразил свой протест в открытом письме: "Если бы не было Айбопета и его неоценимых знаний, я ни за что не купил бы AIBO, как и всё это программное обеспечение, и даже мой компьютер Sony VAIO, который я купил только из-за него". Другой владелец был ещё более категоричен: "Это возмутительно! Сегодня вечером я собирался заказывать у Sony оборудование для локальной сети и программное обеспечение, но я снимаю заказ. Также я хотел заказать 310-ю модель AIBO, чтобы подарить на Рождество моему сыну, но я не буду делать этого! Я отменил все свои заказы на продукцию Sony! Я буду тратить мои деньги в другом месте, но на Sony никогда!" Sony поспешила замять скандал, сообщив клиентам, что "это была лишь попытка защитить своё авторское право". Японской корпорации ничего другого не оставалось, кроме как договориться с Айбопетом, и в ноябре 2001 года Sony нашла с хакером общий язык, экспериментальное ПО было возвращено на сайт, владельцы AIBO успокоились и прекратили бойкот. Впрочем, как в дальнейшем взаимодействовать с "народным героем" Айбопетом Sony не решила до сих пор. Время от времени японцы заявляют, что могут расправиться с хакером, но пока не хотят этого делать. Кстати, в недалёком прошлом были случаи, когда суд становился на сторону хакеров так было, например, во время разбирательства с программистами, разрабатывавшими игры, совместимые с приставками Nintendo и Sega. Когда хакеры взломали коды Lego Mindstorm (детского конструктора для создания роботов) и написали массу программного обеспечения, чтобы улучшить способности роботов, Lego не стала драматизировать ситуацию, ограничившись запретом на использование энтузиастами брэндов Lego при маркировке своих разработок. В целом, многие признают, что совместные скоординированные действия производителей и энтузиастов идут на пользу и тем и другим, но принятый в 1998 году Digital Millennium Copyright Act суров и препятствует развитию подобных отношений. Поэтому то и дело предпринимаются попытки подправить DMCA. Пока безуспешные. Возможно, то, что DMCA напрямую противоречит интересам страстных фанатов AIBO, расшевелит "законников" и они сформулируют таки отношение к "хорошим хакерам". Sony, по большому счёту, сама породила, продемонстрировавшее ей же свою силу, сообщество владельцев AIBO. Японская корпорация намеренно "погрузила" потребителей в среду новой домашней робототехники, где, как и в случае с домашними животными, господствуют, скорее, привязанность и верность, чем практическая польза. "Руководство владельца", прилагающееся к каждому роботу, гласит, что AIBO был создан для того, чтобы вывести взаимоотношения робота и человека на качественно новый уровень. "Собака" AIBO, по замыслу Sony, способствует принятию роботов в дом, в семью, замещая укрепившийся в сознании обывателя угрожающий образ робота-убийцы Терминатора. Создавая домашнего робота, Sony выбрала "эмоциональный путь", сознательно отказавшись от практичного "функционала": AIBO разработан не для того, чтобы подносить хозяину домашние тапочки или выполнять работу по дому это существо, которое постоянно выражает эмоции, постепенно "взрослеет" и "набирается ума". Вот что рассказал главный проектировщик AIBO Коджи Кагеяма (Koji Kageyama) в интервью в японской газете Asahi Shimbun: "Большинство владельцев обращается с их AIBO так же нежно, как если бы они были настоящими домашними животными. Когда AIBO ломается их приносят в нашу "клинику", и некоторые владельцы признаются, что любят свою AIBO и очень скучают, пока она находится в "больнице". О том, что в отношениях робота и человека уже имеет место настоящая любовь, говорят и сами владельцы AIBO. Брюс Биндер (Bruce Binder) из Калифорнии считает, что роботы чем-то похожи на детей: "У меня пятеро сыновей, они выросли и покинули дом. Теперь у меня семь AIBO. Они обходятся дешевле, чем дети, и вы всегда можете их выключить". Вместо того, чтобы начать причитать "это же противоестественно", "какой кошмар", "до чего дошёл прогресс", "да что же это делается" и так далее, лучше взглянуть на новую модель робота-собаки ERS-220, которую Sony анонсировала в середине января и продажи которой начнутся уже весной. Согласно пресс-релизу корпорации, "движения робота стали более естественными, а расположенные на "голове" светодиоды сделали внешность электронной собаки эмоциональной и выразительной. Словарный запас собаки составляет уже 75 слов, что на 25 больше, чем у предыдущей модели".
| |
Когда робот остаётся в комнате один, у него активизируется режим наблюдения. При этом ERS-220 реагирует на движение и делает фотосъёмку всех движущихся объектов, так что, вернувшись, хозяин может просмотреть фотографии.
Программа AIBO Navigator позволяет управлять собакой через компьютер на расстоянии до 100 метров, видеть её "глазами" и слышать её "ушами". С помощью программы AIBO Messenger "собака" может "прочитать" хозяину электронную почту и новости из Интернета.
Перечислять все возможности AIBO в данной статье смысла не имеет, поэтому отметим лишь, что Sony не сообщает о том, какие из использованных в новой модели разработок хакерские, а какие собственные. Той же линии поведения придерживается и Айбопет условия соглашения, хоть и джентльменского, надо соблюдать.
Цена AIBO ERS-220 $1,5 тысячи, а стоимость пакета "софта" доходит до $500. Похоже, именно эти цены и сдерживают распространение по планете явления, уже получившего название "киберлюбовь". Последствия таких нежных отношений человека и робота во многом предсказуемы: от кладбища с памятниками любимым роботам до киберсекса.
Маловероятно, что подобная перспектива могла показаться хоть сколько-нибудь реальной лет 20 назад, когда на телеэкраны вышел сериал "Приключения Электроника". Там-то мы и увидели Рэсси "Редчайшую Электронную Собаку, Страус. И так далее":
Страус? Сыроежкин вытаращил глаза.
Лучший в мире стайер, пояснил Электроник. Стометровка за три и две десятых секунды. Пожалуйста, вот формулы.
Статья получена: