Сильный запах свежести. Про рынок ритейлеров парфюмаЗнаете, какова оптовая цена флакончика модного парфюма, что в розницу стоит 2000—2500 руб.? Не более 1000 руб. Мелочь вроде туши или помады у дистрибуторов и вовсе стоит втрое дешевле, чем указывают на ценниках магазинов. А теперь-внимание!-каверзный вопрос: угадайте, какова рентабельность по чистой прибыли у крупных российских сетей, торгующих этим некрупным и непортящимся товаром с такой наценкой? Правильный ответ-от силы 2%. «АрбатПрестиж» работает с нормой чистой прибыли 1,7%, у его ближайшего конкурента Ile de Beaute этот показатель и того меньше-0,19%. Но куда они же девают заработанные деньги? В холдинге «Единая Европа», управляющем Ile de Beaute, говорят, что все пускают в развитие. Правда, развивается сеть далеко не теми темпами, что планировались. «АрбатПрестиж» залез в долги, его сеть в прошлом году практически не выросла, а оборот увеличился максимум на 3%. Старейший иностранный игрок российского парфюмерного рынка-Douglas, владеющий сетью из 18 магазинов, за последние пять лет открыл только четыре точки. Не сразу пошел и совместный проект «Л’Этуаль» и компании Sephora, входящей во французскую группу LVMH, оборот которой в 2005 г. достиг почти ?14 млрд. Несмотря на столь солидного участника, проект пробуксовывает. Первый магазин Sephora открылся в Москве в ноябре 2003 г. К началу 2005 г. в столице и Санкт-Петербурге должны были работать уже десять магазинов, но партнеры серьезно отстали от графика. Десятая Sephora появилась лишь в этом году. Пока старейшины рынка пытаются разобраться в причинах неудач, на их территорию активно проникают небольшие магазинчики вроде «Ол!Гуд» или «Южного двора». На серьезную долю продаж средств по уходу за кожей претендуют и аптечные сети-по оценкам ЭкспоМедиаГруппы (ЭМГ) «Старая крепость», через них уже проходит до 15% такой косметики. И наконец, за освоение российских просторов взялись совсем уж экзотические нишевые магазины-The Body Shop и Lush Fresh, торгующие полностью натуральной природной косметикой. Все вместе эти «малыши» вполне способны вытеснить парфюмерные сети традиционного формата на периферию рынка. КИТАЙСКИЙ СЮРПРИЗ То, что с крупными российскими сетями что-то не так, первым понял гонконгский холдинг Hutchison Whampoa Ltd. В начале прошлого года его дочерняя A. S. Watson Group купила французскую парфюмерно-косметическую группу Marionnaud (1200 магазинов с общей выручкой более ?1,2 млрд). Незадолго до этого «АрбатПрестиж» практически договорился с Marionnaud о слиянии. Но A. S. Watson отказалась признавать договоренности французов и вместо «АрбатПрестижа» купила малоизвестную питерскую сеть «Спектр». Небольшие магазины «Спектра», торгующие почти всем-от стиральных порошков и зубной пасты до косметики,-сильно контрастируют с пафосными «АрбатПрестижами». «Эта компания лучше вписывается в нашу стратегию создания небольших магазинов формата health and beauty»,-говорит директор A. S. Watson Group Малина Нгаи. За год питерская сеть выросла с 24 до 33 точек. А вот «продавец женского счастья» «АрбатПрестиж» недавно расстался с тремя магазинами за $25 млн. Деньги пошли на погашение долга в $140 млн. На конец 2005 г. отношение долга к EBITDA у «АрбатПрестижа» составляло 7,6. Аналитик Банка Москвы Егор Федоров считает этот показатель слишком высоким: «У розничных сетей это соотношение в среднем составляет 3,3». Сейчас компания занимается реорганизаций бизнеса-о первых результатах мы узнаем следующей весной. Показатели Ile de Beaute также не впечатляют. 52 магазина группы в 2005 г. заработали всего $75 млн-в перерасчете на магазин это раза в три меньше, чем, к примеру, у продуктовых дискаунтеров. Да и размер чистой прибыли компании пугает. К тому же в прошлом году она упала по сравнению с 2004 г.-с 0,95 до 0,19%. Более-менее приличными результатами может похвастать лишь «Л’Этуаль«-крупнейшая по числу салонов российская сеть в России (198 магазинов на начало 2006 г.). В чем рецепт ее успеха? «Л’Этуаль» развивается в регионах за счет магазинов маленького формата, площадью 200—300 м2, с меньшим, чем у конкурентов, ассортиментом. |