Передвижники третьего тысячелетия. В США как грибы растут компании с офисами «на колесах»В США как грибы растут новые компании: мастерские, парикмахерские, ветеринарные клиники на колесах. И даже быстрый рост цен на бензин пока не слишком сильно сказывается на энтузиазме предпринимателей. Ветеринар Дэйв Клоуз из города Рейли, штат Северная Каролина, работает в собственной клинике для кошек и собак. В ней есть клетки, хирургический стол и аптека, но все же она совсем не похожа на типичную ветеринарную больницу. Клиника доктора Клоуза расположена в кузове отремонтированного грузовика Ford 1964 г., который он купил за $4500. Клоуз решил открыть собственное дело два года назад. До этого он работал в круглосуточной ветеринарной скорой помощи, но ему надоело трудиться по выходным и пропускать футбольные матчи своих детей. «Я решил устроить жизнь так, чтобы самому выбирать, когда и сколько работать», - говорит Клоуз. Сейчас мобильная клиника приносит ему около $55 000 в год. Клоуза не смущает, что в одном только Рейли работают примерно 15 подобных ветеринарных клиник на колесах. Клиентов пока хватает на всех. Владельцы передвижных клиник Северной Каролины недавно объединились в ассоциацию ветеринаров, работающих по вызову, чтобы в том числе совместно разрабатывать стратегию бизнеса и делиться различными методами лечения. Точной информацией об этом сегменте рынка услуг в США не обладает, пожалуй, никто. Маркетинговые исследования фрагментарны и неполны. Так, например, компания Packaged Facts (подразделение крупной исследовательской компании MarketResearch.com) в 2006 г. проводила исследование рынка передвижных ветеринарных клиник. Она обнаружила, что этот сегмент растет. Уже около 15% всех услуг по уходу за животными предоставляются мобильными ветеринарами. И это при том, что их услуги стоят заметно больше. Например, стрижка в мобильной парикмахерской для животных обойдется их хозяевам минимум на $10 дороже, чем в стационарной. Зато передвижные парикмахеры могут позволить себе обслуживать меньшее количество животных в день, в среднем шесть вместо восьми, говорится в исследовании Packaged Facts. В число основных клиентов мобильных ветеринаров входят фрилансеры, неработающие матери и пенсионеры, а также те, кто работает в неудобные смены и не может с утра завезти питомца в стационарную клинику. Рынок мобильных ветклиник развивается так динамично, что даже крупные производители товаров для домашних животных начинают проявлять к нему интерес. Например, компания Petco Animal Supplies из Сан-Диего в прошлом году купила в Лас-Вегасе передвижную ветеринарную клинику и подумывает о расширении бизнеса в других районах, говорит представитель компании. Краткий путь к клиенту Но, как и все мобильные предприниматели, Клоуз сталкивается с серьезной проблемой - быстрым ростом цен на горючее. Сейчас Клоуз тратит на бензин примерно в два раза больше, чем всего полтора года назад. Но поднять пропорционально плату за свои услуги он не может. Вызов не должен стоить больше $45, считает Клоуз. Бет Хэнкс, неработающая мать и владелица трех кошек из Рейли, говорит, что плата за вызов доктора Клоуза вполне разумна. «Отвезти трех кошек к ветеринару - это просто кошмар», - говорит Хэнкс. Чтобы бизнес по-прежнему приносил деньги, мобильные предприниматели вынуждены сужать круг клиентов. Имеет смысл работать с теми, кто способен платить больше, или с теми, к кому ехать не слишком далеко. Именно рост цен на бензин вынудил предпринимателя Хантера Джонсона из города Тусон, штат Аризона, более тщательно просчитывать маршрут своей передвижной парикмахерской BumperCuts (для людей, а не животных). Фургончик Джонсона работает с 2004 г., и его хозяин говорит, что тогда полный бак стоил ему $80, а сейчас уже обходится в $175. Поэтому он обслуживает в основном клиентов, живущих недалеко от его дома. Он не бедствует, но расходы на бензин существенны. В парикмахерской BumperCuts есть кондиционер, горячая и холодная вода, туалет и емкость для воды на 250 л. Кроме стрижек за $18,95 в парикмахерской Джонсона предлагают педикюр и маникюр. Среди его клиентов пенсионеры, большие семьи и руководители компаний, которых он стрижет во время их обеденного перерыва. В местах, где клиентов много, например в больнице или доме престарелых, он снижает цены. Если клиентов трое или больше, стрижка будет стоить им по $14,95. |