В путь с телефоном. В следующем году российский рынок туристических SIM-карт вырастет до 25 млн. долларовРоссийский рынок туристических SIM-карт в этом году достигнет 10 млн долл., а по итогам следующего может вырасти в 2,5 раза. Такие данные приводит компания World Travel Telecom, продающая такие карты. Эксперты считают бизнес прибыльным и интересным, но сомневаются в возможности столь быстрого роста. Они склонны рассматривать туристические SIM-карты скорее как рыночный механизм давления на стоимость роуминга. «Наша компания за этот год продаст более 100 тыс. туристических SIM-карт, а рынок в целом составит 130—140 тыс.», — считает Игорь Бражник, IТ-директор компании World Travel Telecom (торговая марка «ГудЛайн»). Несмотря на невысокую цену таких SIM-карт (495-10-00 руб.), продавцы рассчитывают совместными усилиями в этом году заработать 10 млн долл., а в следующем уже 25 млн долл. Большую часть этих денег принесет не продажа самих карточек. «Мы выступаем в роли виртуального оператора. Как и обычные сотовые операторы, мы зарабатываем не только на услугах связи, но и предоставляем ряд дополнительных сервисов. В частности, услугу пополнения баланса», — пояснил РБК daily г-н Бражник. В компании уверены в конкурентоспособности своего бизнеса. Сейчас туристические SIM-карты занимают около 2,1% рынка роуминга. Из них, по оценке World Travel Telecom, ей принадлежит 1,5%, а через три года этот показатель будет равен 10%. «Этот рынок только начал зарождаться и сейчас он существует лишь в Москве. Я бы не сказала, что этот вид бизнеса особенно популярен, ведь, как правило, купить предоплаченную SIM-карту на месте за границей бывает дешевле. Услуга может быть интересна туристам, которые едут отдыхать в пустынный Египет большой компанией и планируют много перезваниваться между собой или звонить в Москву. Это интересный нишевый бизнес, но едва ли он будет расти в разы, скорее подешевеет роуминг», — полагает Елена Саяпина, аналитик AC&M Consulting. «Это очень перспективный сегмент бизнеса. Он может быть интересен виртуальным операторам, которые берут все привлекательные возможности разных компаний и на их основе делают конкурентоспособные предложения абонентам. Однако двукратный рост этого рынка маловероятен — стоимость туристических SIM-карт со временем будет снижаться, а значит, прогноз в 25 млн долл. чересчур завышен», — уверена ведущий аналитик iKS-Consulting Маргарита Зобнина. Сотовые операторы большой тройки не принимают виртуальных конкурентов всерьез. Они говорят, что спрос на услугу роуминга зависит от сезона. По данным «ВымпелКома», летом услугами роуминга ежемесячно пользуются примерно 1 млн абонентов сети «Билайн», а зимой — 250—300 тыс. абонентов. В течение года «МегаФон Северо-Запад» получает деньги за международный роуминг от 60% своих абонентов. «Количество абонентов-роумеров — цифра, совершенно ни о чем не говорящая. Может быть десять абонентов, говоривших по одной минуте, или один, говоривший полчаса. Главное — деньги, которые оператор зарабатывает на этой услуге», — считает пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин. По данным экспертов, средний счет за роуминг при поездке в европейскую страну на неделю колеблется в районе 40—50 долл. «Виртуальные операторы, предлагающие туристические SIM-карты, станут не конкурентом сетевых операторов, а рыночным механизмом регулирования стоимости роуминга. По мере снижения цены на роуминг, спрос на эту услугу будет расти, а значит, увеличатся и доходы сетевых операторов», — считает Маргарита Зобнина. |