Сразу несколько западных сетей, торгующих товарами для дома, вышли в этом году на российский рынок. Планы по расширению бизнеса есть и у присутствующих здесь игроков. Ближайшие годы для DIY-рынка будут жаркими.
Цивилизованная DIY-розница в России только формируется. Западные игроки, не желая упускать открывшиеся возможности, отправились на ее завоевание. Первой ласточкой стала немецкая сеть AVA, открывшая в феврале 2003 года гипермаркет Marktkauf в подмосковных Котельниках. Затем на российский рынок вышли немецкая OBI и французская Leroy Merlin. Но самым громким на события стал для рынка нынешний год.
Так, в начале года в Самаре открылся первый гипермаркет британского оператора Castorama, который вскоре заявил о планах построить еще четыре объекта в окрестностях Москвы. В Россию пришла израильская сеть Home Center, группа «Ташир» готовится открыть в следующем году нескольких торговых комплексов «Наш дом». И наконец, финский оператор сетей товаров для дома Rautakesko объявил о ребрэндинге выкупленной в прошлом году у лакокрасочного холдинга «Текс» питерской сети строительных гипермаркетов «Строймастер». Сеть сменит марку на K-Rauta, к концу года обзаведется еще тремя новыми объектами в Петербурге, а в следующем году — и в Москве.
В Европе рынок DIY (do it yourself — «сделай сам») почти полностью поделен между розничными сетями. По оценкам экспертов, российский рынок товаров для дома растет на 15—20% в год и составляет сейчас около $7 млрд. Несмотря на то что сегодня главная альтернатива гипермаркетам — строительные рынки, на долю которых приходится 85% рынка DIY-товаров, как серьезных конкурентов сети их не рассматривают. Эксперты не сомневаются, что доля неорганизованной розницы будет сокращаться, вопрос лишь в том, к кому перейдет ее аудитория.
Пока на отечественном DIY-рынке лидируют местные компании. Но агрессивные действия западных сетей показывают, что уже в ближайшее время картина может измениться. Российские игроки не сидят сложа руки. Так, лидер питерского рынка «Максидом» готовится к открытию еще одного гипермаркета, а также объявил о планах строительства гипермаркета в Саратове. Группа компаний «Нэкс» (ей принадлежит сеть магазинов «Старик Хоттабыч») планирует осенью представить новую сеть формата DIY «Стройдепо», ориентированную на профессионалов.
Возможно, тактика ухода в недостижимые для дискаунтеров ниши, например магазинов для продвинутых пользователей, окажется наиболее эффективной. В отличие от тех, кто сойдется в прямой конкуренции, такие сети могут развиваться вне зависимости от экспансии западных дискаунтеров.
Castorama
Открыв в этом году первый магазин в Самаре, эта французская торговая сеть сразу привлекла к себе внимание агрессивным поведением на рынке. Компания заявила, что к 2010 году планирует открыть 60 DIY-гипермаркетов, потратив $600 млн.
Оборот за 2004 год: в России не присутствовала
Оборот за январь-июль 2006 года: $19 млн ($4,75 млн)*
Стратегия: стать игроком «номер один» на российском рынке.
Тактика: Castorama начала завоевание российского рынка с регионов. Сначала компания открыла магазин в Самаре, затем в Санкт-Петербурге. Castorama делает ставку на деревянные отделочные материалы, скобяные товары и изделия для электромонтажа. Сеть действует по принципу «каждый день самая низкая цена» — смотрит на цены у конкурентов и предлагает более низкие.
Проблемы: у Castorama пока нет столь сильного союзника, каким Auchan является для Leroy Merlin. В Москве и Ростове-на-Дону гипермаркеты откроются рядом с магазинами «О’Кей». Возможны трудности при поиске партнеров в других городах. Кроме того, неизвестно, сможет ли Castorama придерживаться своего принципа ценообразования, если им предстоит конкурировать с Leroy Merlin.
Результат: удачный запуск гипермаркетов в Самаре и Санкт-Петербурге. По показателям эффективности продаж на квадратный метр магазины Castorama приближаются к Leroy Merlin. Новые цели: выйти зимой 2006—2007 года на московский рынок.
«Старик Хоттабыч"
Приход иностранных компаний владельцы «Старика Хоттабыча» встретили ребрэндингом. Было решено изменить дизайн магазинов, открыть новые сервисы. А в конце года откроются два магазина «Стройдепо» формата DIY-супермаркет.
Оборот в 2004 году: $170 млн ($14,2 млн)**
Оборот в 2005 году: $240 млн ($20 млн)**
Стратегия: удерживать лидерство в нише магазинов товаров для дома, ориентированных на средний класс.
Тактика: главное отличие «Старика Хоттабыча» от конкурентов — формат. Сеть состоит из небольших магазинов площадью 1,5—2 тыс. кв. м, причем компания специализируется на готовых интерьерных решениях и профессиональных консультациях.