Главная страница --> Идеи из жизни

France Telecom выходит в про .. | Ход кониной. Казанская сеть .. | Левада. Наступление варенико .. | Монополизм в ритейле переосм .. | «Мой район» станет московски .. |


Сила отцов. Чем могут быть опасны основатели бизнеса

Человек, создавший бизнес с нуля, сохраняет свой потенциал даже после того, как он его продаст. И, не ограничив поле его деятельности, покупатель рискует получить опасного конкурента. Поэтому, говорят эксперты, едва ли не самый надежный способ подстраховаться — придумать, чем занять бывшего владельца.

Прошлым летом Юрий Федоров — основатель первого российского билетного оператора «Партер» — расстался со своим детищем. Компанию «Партер» он основал в 1999 г. вместе со стратегическим инвестором IBS, вложившим в ее развитие $1 млн. По словам Федорова, у него не было блокирующего пакета акций, но его пакет позволял оставаться в совете директоров.

В 2005 г., когда партнеры продали основной пакет «Партера» некоей швейцарской инвестиционной компании (по условиям контрактов ее не раскрывают), отец-основатель ушел из компании. «Продажа моих акций и уход были вынужденными», — признается Федоров. Однако покидать этот рынок он и не собирался. «Партер» был оценен в $2 млн. Суммы от продажи своего (не контрольного) пакета акций, по словам Федорова, ему хватило, чтобы стать совладельцем аналогичного питерского проекта «Кассир. ру», основанного в 1999 г. его приятелем Евгением Финкельштейном. Нынешней весной «Кассир» под руководством Федорова, который занимает место в совете директоров и является владельцем «менее 51% акций», вышел на московский рынок и превратился в главного конкурента «Партера». Питерцы подписали эксклюзивное соглашение с одним из крупнейших концертных промоутеров страны — Sav Entertainment и рядом других концертных организаций. Поэтому, к примеру, реализацией билетов на концерты Стинга и Пола Маккартни уже занимался «Кассир», а не «Партер». По словам Федорова, его новый бизнес уже в нынешнем году сравняется с «Партером» и выйдет на оборот $20 млн. Кроме того, в ближайший год «Кассир» откроет свои филиалы в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и еще трех крупных городах России. В «Партере» сохраняют спокойствие. «Не думаю, что «Кассир» сегодня способен сравниться на рынке с «Партером» и тем более достичь оборота в $20 млн — «Партер» шел к таким объемам шесть лет, — говорит Марина Ленсу, генеральный директор компании «Партер». — Я занимаю должность генерального директора «Партера» три года и могу сказать, что в последние годы Юрий не участвовал активно в управлении компанией. Однако, думаю, было большим упущением, расставаясь, не вписать в его договор положение не сотрудничать с конкурентами».

Через дорогу.

По мнению Игоря Шехтермана, партнера хедхантинговой компании RosExpert, такое поведение менеджмента инвестиционной компании при покупке нового бизнеса не вполне типично: обычно в подобных ситуациях ключевых менеджеров или отцов-основателей оставляют в компании хотя бы в номинальных должностях. Исключение составляют поглощения в сфере FMCG (товары массового спроса) или банковского бизнеса, где новый владелец заинтересован в быстрой смене менеджмента. «Как правило, в бизнесе, где личность владельца является ключевой, его стараются оставлять в компании, пусть в номинальной должности, на два-три года», — комментирует Шехтерман.

По его мнению, это необходимо по нескольким причинам. Во-первых, чтобы не допускать возможности создания конкурентного бизнеса. Во-вторых, чтобы исключить отток ключевых топ-менеджеров и клиентов, работавших с прежней командой. В-третьих, обеспечить плавную передачу дел новым специалистам (если все-таки решение о смене руководства признано необходимым).

По мнению Юрия Коваля, заместителя генерального директора аудиторской компании «БДО Юникон», если происходит приобретение контроля в компании, то основателя и предыдущего владельца практически никогда не оставляют в компании. «Исключения редки и касаются только случаев, когда приобретенный бизнес является инновационным, сложным по природе деятельности, т. е. когда это касается высокотехнологичных отраслей деятельности, — говорит Коваль. — Или, еще реже, когда основатель компании является значимым активом приобретенного бизнеса из-за его деловой репутации, существенных для бизнеса связей в бизнес-среде и

т. д. В ситуации, когда предыдущий владелец остается в компании, его функции, как правило, не включают управление оперативной деятельностью, финансами и другими жизненно важными сторонами деятельности компании».

За примерами далеко ходить не надо: год назад Олег Тиньков — основатель бренда «Тинькофф» — продал за $201 млн свой пивной бизнес бельгийской компании InBev. По условиям сделки он вошел в состав совета директоров компании Sun Interbrew, российской «дочки» InBev. В практике Тинькова это впервые: ранее, продавая свой пельменный бренд «Дарья» и петербургскую сеть магазинов «Техношок», он предпочитал не иметь никаких, пусть даже формальных, связей с прежним бизнесом. «Олег — профессионал, который сумел вырастить очень успешный бренд, — говорит Джозеф Стрелла, главный исполнительный директор Sun Interbrew. — Он имеет большой опыт в создании и развитии компаний в России. Мы надеемся, что в полной мере сможем использовать его деловую хватку и энергичность, а также его опыт в области маркетинговых коммуникаций». С Тиньковым за последнюю неделю связаться не удалось: он находится в Сан-Франциско и предпочитает не отвечать на телефонные звонки.



Похожие по содержанию материалы:
Как компании борются с перепроизводством: пять примеров ..
Дилеры спорят с МТС. Они не верят, что оператор стал лидером по подключениям ..
«Евросеть» поссорилась с Tele2. Крупнейший дилер не хочет продавать контракты оператора ..
ATARI и её синусоидальная хроника. Часть первая ..
France Telecom выходит в прокат. Телекоммуникационная группа выходит в кинобизнес ..
Ход кониной. Казанская сеть «Бахетле» нашла новую нишу на московском рынке ..
Левада. Наступление вареников ..
Монополизм в ритейле переосмыслят. Государство планирует ограничить рост розничных сетей ..
«Мой район» станет московским ..
Новые идеи: не царское это дело? ..
Nokia бросает вызов iPod ..
Чтобы помнили. Как обустроить офис, чтобы остаться в истории? ..
Пиццы с колес. Бизнес, связанный с производством и доставкой отличается завидной рентабельностью ..


Похожие документы из сходных разделов


Слуги двух господ. Работодатели с предубеждением относятся к сотрудникам, подрабатывающим на стороне

Сотрудники, подрабатывающие на стороне, как правило, вызывают раздражение работодателей. Никто не доверяет слугам двух (или нескольких) господ. Сотрудники же считают, что подработка на стороне не делает их менее лояльными своим работодателям.

Работодатели не в восторге от сотрудников, ищущих возможность работать по совмест .. читать далее


Spanx. Как колготки с секретом принесли обороты свыше 100 миллионов долларов

Семь лет назад несостоявшийся юрист Сара Блейкли не побоялась рискнуть всеми своими сбережениями (около $5000) ради выпуска собственной модели колготок. Ее клиентками стали мировые звезды Опра Уинфри и Гвинет Пэлтроу, а оборот созданной Блейкли компании Spanx превысил $100 млн.

В детстве Сара Блейкли мечтала стать юристом, как и ее отец. .. читать далее


Не хватает независимых. Standard & Poor’s снизило рейтинг корпоративного управления МТС

Агентство Standard & Poor’s снизило рейтинг корпоративного управления МТС с РКУ-7 до РКУ-6+ по международной шкале. Поводом для этого стало уменьшение в совете директоров МТС количества членов, независимых от основного акционера оператора — АФК «Система», с трех до двух человек. Но эти двое вправе заблокиров .. читать далее