Рецепты доктора Гона. Какими методами управляет гендиректор Nissan и Renault52-летний Карлос Гон получает две зарплаты. Одну — за руководство Nissan, другую — за руководство Renault. Многие считают его мелочным и придирчивым деспотом, но ему удалось стать самым авторитетным менеджером в автомобильном мире. Приехав в сентябре на завод Renault во Франции, генеральный директор компании Карлос Гон напомнил менеджерам, что к 2009 г. концерн обязан увеличить размер прибыли на 50%. "Обязан — это сильно сказано. Ведь обстановка изменилась", — возразил один из менеджеров, подразумевая массовые сокращения в начале года. "Мы не ставим целью увольнять, — оборвал его Гон, который считает первоочередной задачей увеличение прибыли. — Или менеджмент добьется нужных показателей, или сам лишится работы. Это касается всех, в том числе и меня". За последние месяцы Гон дал серию интервью, в которых вырисовывается авторитарный руководитель, вникающий во все мелочи — от дизайна машин и рекламных кампаний до составления инструкций для менеджеров и чистоты производственных помещений. Он проводит анонимные опросы среди работников компании, чтобы оценить качество управления предприятиями. Даже музыку для выступлений выбирает сам — на трибуну в последнее время Гон поднимается исключительно под звуки композиции Right Here, Right Now в исполнении Fatboy Slim. Став несколько лет назад гендиректором японской Nissan, он провел ее блестящую реформу. Его заслуги признала даже британская королева Елизавета, пожаловав рыцарский титул за вклад Nissan в экономику Британского королевства. В прошлом году Гон взвалил на свои плечи еще одну работу на расстоянии семи часовых поясов от Японии — возглавил французский концерн Renault, который состоит в альянсе с Nissan (Renault и Nissan владеют частью акций друг друга). Путь наверх В этом году Гону исполнилось 52 года. Француз ливанского происхождения, родившийся в Бразилии, Гон свободно говорит на четырех языках: английском, французском, португальском и арабском. Он руководит компаниями, которые представлены в 100 странах мира. По объединенным показателям группа Renault-Nissan находится на четвертом месте в рейтинге крупнейших автомобильных концернов мира. Детство Гона прошло в бразильском Порту-Велью и ливанском Бейруте. Именно там в нем проснулась страсть к машинам — он мог отличить марки машин по одному только звуку клаксона. Получив диплом инженера в Париже, Гон пришел работать в компанию Michelin, где быстро вышел на руководящие позиции. В 1996 г. он стал заместителем генерального директора Renault. В 1999 г. Renault инвестировала в находившуюся на грани банкротства Nissan, Гон уехал в Токио, чтобы возглавить компанию. Рецепт, который он прописал Nissan, понравился не всем. Гон избавился от акций компаний-поставщиков, принадлежавших Nissan, собрал деньги, которых остро не хватало, и закрыл в Японии один завод. Гон наметил амбициозную цель — к 2005 г. повысить продажи до 1 млн автомобилей в год — и удачно обновил модельный ряд компании. Его план сработал, в Японии Гон стал знаменитостью. В апреле 2005 г. Гон принял на себя и руководство компанией Renault. Он перевез семью обратно в Париж, однако оставил за собой квартиру в Японии. Французская компания была здоровее европейских конкурентов и приносила прибыль, но успехом пользовались только автомобили Megane и Clio. Уровень продаж постоянно колебался, а прибыль падала. Менеджеры Renault мечтали о прибыли в 4%, в то время как Nissan приносила 10%. В начале этого года Гон официально поднял планку. Согласно принятому компанией плану к 2009 г. прибыль компании должна составлять 6%, а выпуск автомобилей — 800 000 шт. Каждое подразделение и завод компании должны были составить собственный план по достижению намеченной цели. Гон лично редактировал информационные материалы, брошюры и плакаты, касающиеся нововведений. Управление сразу двумя компаниями потребовало от Гона в два раза больше сил и времени. Но и зарплаты он получает две: на $2,1 млн от Renault и неизвестную, но не меньшую сумму от Nissan. С собой он повсюду возит два черных портфеля с бумагами и ежедневниками — по одному на компанию. Его кабинет в Париже выглядит аскетично: лишь несколько отчетов и записок на безупречно чистом столе. Зато часов в кабинете целых трое: они показывают время в Париже, Токио и Нэшвилле, где сейчас располагается головной офис Nissan в Америке. |