Модели организации валютного контроля в банкеОрганизация валютного контроля, предусматривающая централизацию функций валютного контроля за валютными операциями юридических лиц в головной организации, предполагает следующую схему взаимодействия банка с клиентами юридическими лицами в процессе осуществления валютного контроля. Сотрудники дополнительных офисов принимают от клиентов документы, необходимые для проведения валютных операций, и с курьерской службой, которая в данном случае должна быть четко налажена, передают документы в головную организацию. После осуществления валютного контроля сотрудники головной организации передают клиентам документы также через дополнительные офисы. Вся работа по последующему осуществлению валютного контроля, включая учет валютных операций, подготовку отчетности и др., осуществляется также силами головной организации. Существует мнение, что при подобной организации валютного контроля за валютными операциями юридических лиц можно с большой натяжкой говорить о полном комплексном обслуживании дополнительным офисом своих клиентов, поскольку часть операций по его обслуживанию осуществляется в головной организации. Однако клиенту зачастую совсем неважно (да и необязательно знать), что, например, паспорт сделки ему подпишет сотрудник в головной организации, а не в дополнительном офисе. При этом такая организация валютного контроля в банке позволит (разумеется, при условии четкой и эффективной организации документооборота, включая процесс передачи документов между дополнительным офисом и головной организацией через курьерскую службу, и принятия решений о возможности проведения валютной операции) соблюсти баланс между быстрым и качественным обслуживанием клиентов и соблюдением собственных интересов банка при выполнении им функций агента валютного контроля. Рассмотрим другую ситуацию. Предположим, количество дополнительных офисов увеличивается. В этом случае можно поставить вопрос о делегировании данным дополнительным офисам части полномочий по осуществлению операций валютного контроля не только за операциями физических лиц (например, передать дополнительному офису функции по ведению учета валютных операций, проводимых через дополнительный офис, осуществлению технической работы по формированию карточек платежа, учетных карточек, отчетности), оставив за головной организацией функции по принятию решений о возможности проведения валютных операций клиентов юридических лиц. Таким образом, с одной стороны, обеспечивается должный уровень надежности и безрисковости осуществления валютного контроля, а с другой «разгружаются» сотрудники подразделения валютного контроля головной организации банка, поскольку дополнительному офису в данном случае передается определенный объем чисто технических функций. Рациональной организацией валютного контроля в банке здесь будет разделение функций между головной организацией и дополнительными офисами по работе с клиентами в части проверки документов, оформления паспортов сделок и т.п. и техническому вводу информации в базы данных, учету валютных операций, формированию отчетности. При этом четкое разделение функций, формализация процесса взаимодействия данных подразделений и автоматизация таких технических операций валютного контроля (в частности, контроля за сроками поставки товаров в случае предоплаты импортируемых товаров, выполнения работ, оказания услуг) существенно сократит влияние человеческого фактора и обеспечит эффективное обслуживание клиентов банка. Однако подобная организация валютного контроля оптимальна только в том случае, когда все дополнительные офисы территориально близко расположены от головной организации банка (например, в пределах одного населенного пункта). При наличии у банка дополнительных офисов, настолько удаленных от головной организации, что осуществить быстрый обмен документами клиентов юридических лиц между дополнительным офисом и головной организацией представляется крайне затруднительным, возможны следующие варианты. 1. Удаленные дополнительные офисы специализируются только на обслуживании физических лиц, «отправляя» при этом юридических лиц в Головную организацию или другой дополнительный офис, специализирующийся на обслуживании юридических лиц. Однако в данном случае существует большая вероятность того, что банк потеряет этого клиента; 2. Дополнительному офису делегируется часть функций по осуществлению валютного контроля за валютными операциями юридических лиц, а именно подписание сведений о договоре, паспортов сделок и других документов валютного контроля непосредственно сотрудниками дополнительных офисов при их взаимодействии с клиентами. Далее, в зависимости от организации внутренней сети, системы безопасности в банке, наличия качественных линий связи и ряда других факторов, дополнительный офис: либо самостоятельно осуществляет ведение досье, формирование баз данных и др.; либо после осуществления валютного контроля передает в головную организацию документы для ведения досье, формирования баз данных, составления отчетности. Очевидно, что второй вариант организации валютного контроля в банке целесообразен только при наличии достаточного объема валютных операций в дополнительном офисе, поскольку держать квалифицированных и высокооплачиваемых специалистов по валютному контролю в дополнительном офисе, для которого оформление паспорта сделки целое событие, совершающееся всего несколько раз в месяц, очень накладно для банка и совершенно необоснованно. |