Модели организации валютного контроля в банкеРазграничение функций валютного контроля за операциями физических и юридических лицПредположим, банк расширяет свою деятельность и начинает предлагать пакет услуг физическим лицам, в том числе по проведению валютных операций. Присутствие в числе клиентов банка физических лиц сразу же делает процесс осуществления валютного контроля за валютными операциями более трудоемким, поскольку характер операций физических лиц предполагает их обслуживание с максимальной скоростью, в прямом смысле «не отходя от кассы». Технологическая цепочка проведения валютной операции физического лица должна предусматривать последовательное и максимально быстрое ее осуществление одним подразделением, а это предполагает наличие в данном подразделении квалифицированных специалистов как в области расчетного обслуживания клиентов, так и в области валютного контроля. В связи с этим предложенная выше модель по централизации функций валютного контроля, предусматривающая осуществление валютного контроля за валютными операциями клиентов в одном подразделении, а непосредственное проведение операции в другом, приведет к недопустимо длительному обслуживанию клиентов, требует внесения некоторых корректив. По всей видимости, решением вопроса в данном случае может быть делегирование функций по осуществлению валютного контроля за валютными операциями «физиков» операционному подразделению банка. При этом все функции по осуществлению валютного контроля за операциями юридических лиц остаются закрепленными за специализированным подразделением валютного контроля. Такая организация валютного контроля позволит, с одной стороны, максимально быстро и качественно обслуживать физических лиц, а с другой обеспечить осуществление валютного контроля за валютными операциями юридических лиц, которые, как правило, являются более сложными и многообразными, чем валютные операции физических лиц. Однако тут же встает вопрос о должном уровне надежности осуществления валютного контроля за валютными операциями физических лиц, для достижения которого видится необходимым: обеспечить высокий уровень квалификации операционных работников в области проведения валютного контроля; проводить мероприятия по повышению квалификации операционных работников и обновлению их знаний в области валютного законодательства; осуществлять последующий контроль проводимых операционным подразделением валютных операций. Очевидно, что для решения поставленных задач будет недостаточным периодическое направление операционных работников на семинары по валютному контролю, организуемые различными учебными центрами. В данной ситуации прослеживается объективная необходимость существования в банке специализированного подразделения, отвечающего за организацию и методологию валютного контроля, в том числе за валютными операциями физических лиц, с учетом собственной практики банка. Организация валютного контроля при наличии у банка дополнительных офисовНаличие у банка дополнительных офисов в зависимости от ряда факторов может внести существенные изменения в рассматриваемые выше модели организации валютного контроля. К таким факторам можно отнести следующие: Рассмотрим возможные варианты организации валютного контроля в банке при различных сочетаниях указанных факторов. Специализация всех дополнительных офисов банка на обслуживании физических лиц Пожалуй, это самый простой случай, поскольку когда все дополнительные офисы банка специализируется на обслуживании физических лиц, а выполнение всех операций клиентов юридических лиц сосредоточено в головной организации банка, остальные факторы, влияющие на организацию валютного контроля в банке, имеющем дополнительные офисы, несущественны. Данная ситуация аналогична рассмотренной выше, когда часть функций по осуществлению валютного контроля (а именно за валютными операциями физических лиц) делегирована операционным структурным подразделениям, занимающимся обслуживанием физических лиц, которые в данном случае просто территориально удалены от головной организации банка. Обслуживание дополнительными офисами банка как физических, так и юридических лиц Здесь также возможны несколько вариантов: все дополнительные офисы универсальны, то есть принимают на обслуживание как физических, так и юридических лиц; часть дополнительных офисов специализируется на обслуживании физических лиц, часть на обслуживании как физических, так и юридических лиц; часть дополнительных офисов специализируется на обслуживании только физических лиц, а часть на обслуживании только юридических лиц (например, VIP-клиентов). Не будем останавливаться на том, какой из рассмотренных вариантов специализации дополнительных офисов на обслуживании клиентов лучше, поскольку это отдельная большая тема. Рассмотрим только, как в каждом случае возможно оптимально организовать процесс валютного контроля. В случае, когда все дополнительные офисы универсальны, территориально близко расположены от головной организации, количество дополнительных офисов относительно небольшое, а объем проводимых ими валютных операций невелик, дополнительным офисам, как и в предыдущем случае, достаточно делегировать полномочия по осуществлению валютного контроля только за операциями физических лиц. Остальные операции валютного контроля (в том числе за валютными операциями юридических лиц) в данном случае целесообразно сконцентрировать в головной организации банка, поскольку, по мнению автора, принятие решения о возможности проведения валютной операции юридического лица, оформление паспортов сделок, сведений о договоре и т.д. должны по возможности осуществляться специалистами одного подразделения валютного контроля по следующим причинам: |