Главная страница --> Банковское дело

Модели организации валютного .. | Если банк пойдет ва-банк .. | Рынок платежных карт в Росси .. | Миграция с VTM на VTM Cash P .. | Каким будет российский банко .. |


Миг счастья позади. В январе банки лишатся бюджетных средств

ИА "Клерк.Ру". Отдел новостей /

Текст: Василий Плотников

НБЖ - №12 (24) Декабрь-Январь 2005

Передача бюджетных счетов в Федеральное казначейство предусмотрена с 1 января 2006 года. ст. 215.1 Бюджетного кодекса в редакции Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений".

По словам главы казначейства Татьяны Нестеренко, все поступления должны зачисляться на единый счет, а выплаты - осуществляться с единого счета местного бюджета, открытого органами федерального казначейства в Банке России.

По сути, 2005 год стал лишь «мигом счастья» для коммерческих банков. Вступившие в 2005 г. в силу поправки к ст. 236 Бюджетного кодекса РФ закрепили за органами исполнительной власти недотационных субъектов Федерации, к которым относится и столица России, право размещать депозиты в кредитных организациях. Местные бюджеты, в основном, также оказались не внакладе: банки, в отличие от Федерального казначейства, обязаны платить по депозитам проценты, что способствовало приросту бюджетных средств. Статистика свидетельствует о том, что банки рьяно начали борьбу за доступ к средствам бюджетов: в середине 2005 г. объем средств бюджетов всех уровней по ряду регионов вырос в 2-3 раза по сравнению с показателями на начало 2005 г. Теперь «вольнице» приходит конец, хотя сами банки не хотят верить в столь печальный факт.

По имеющейся информации, приемная Фрадкова буквально завалена предложениями отдельных банков и целых банковских ассоциаций перенести начало «бюджетного списания» на более поздний срок или вообще отказаться от этого начинания. Как правило, в качестве мотивировки приводятся многочисленные факты нарушений финансовой дисциплины в межбюджетных отношениях. Весьма кстати тут пришелся и «бурятский казус». 28 октября этого года коллегия Счетной палаты рассмотрела итоги проверки исполнения представления, направленного администрации Республики Бурятия по результатам проверки исполнения республиканского бюджета за 2002 г. и 9 месяцев 2003 г. В материалах, представленных на коллегию Счетной палаты, отмечается, что указанное представление исполнено не в полном объеме. Так, сообщает пресс-служба Счетной палаты, не выполняется соглашение между правительством Бурятии и территориальным управлением Федерального казначейства о переводе в это учреждение счетов Минфина республики, обслуживающих республиканский бюджет, - на 25 апреля 2005 г. в коммерческих банках все еще оставались открытыми 5 счетов.

Кроме того, правительство Москвы взялось оспаривать в Конституционном суде статью Бюджетного кодекса РФ об обслуживании исполнения бюджетов субъектов РФ Федеральным казначейством.

По мнению правительства Москвы, неконституционность данных положений состоит в том, что ими несоразмерно ограничивается право субъекта РФ самостоятельно исполнять свой бюджет, поскольку неотъемлемая часть бюджетных полномочий субъектов РФ передается федеральному органу исполнительной влас-ти и необоснованно ограничивается право субъекта РФ самостоятельно распоряжаться своей собственностью - средствами бюджета. Устанавливаются препятствия свободного перемещения финансовых средств, ограничения свободы экономической деятельности. Исполнение бюджетных обязательств субъекта РФ ставится в зависимость от деятельности федерального финансового органа, который не может контролироваться субъектом РФ и эффективность работы которого не зависит от субъек-та РФ.

Кстати...

Перевод местных бюджетных счетов в Казначейство начался еще в 2000 г. Сегодня органами Федерального казначейства полностью обслуживаются более 2 тыс. бюджетов муниципальных образований, бюджеты 15 регионов и бюджеты всех ЗАТО. Остальные бюджеты обслуживаются Казначейством в части целевых поступлений из федерального бюджета.

Реализация положений ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ приведет к существенному изменению сложившейся технологии исполнения бюджетов субъектов РФ, увеличению сроков поступления информации и, как следствие, снижению контроля со стороны органов власти субъектов РФ за ходом исполнения бюджета - таковы претензии московских властей к документу.

В результате, отмечается в постановлении, «возникают препятствия для полноценной реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по обеспечению прав и свобод человека и гражданина».

Говорят, приемная Фрадкова завалена предложениями банков перенести начало «бюджетного списания» или отменить его

В запросе не оспаривается сам принцип казначейского исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. По мнению властей Москвы, Бюджетный кодекс РФ и без оспариваемых норм уже содержит механизмы, необходимые и достаточные для осуществления федеральными органами исполнительной власти надлежащего финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов РФ и при необходимости - ужесточения такого контроля в отношении дотационных субъектов РФ.

В этих условиях, полагает правительство Москвы, нет необходимости изъятия у субъектов РФ права создавать свое казначейство финансовый орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта РФ.

В середине ноября на претензии Лужкова ответили депутаты-«единороссы». Президиум фракции полностью поддержал планы Минфина по переводу бюджетных счетов регионов в Казначейство и фактически раскритиковал всех недовольных реализацией данной меры бюджетного управления. Конечно, мнение крупнейшей думской фракции еще не решение суда, однако публичное заявление столь жесткой позиции резко сужает возможности глав регионов и банкиров лоббировать изменение вступающей в силу нормы Бюджетного кодекса.

Впрочем, в любом случае ничего катастрофического с капиталами банков после Нового года не должно произойти. По оценкам экспертов Центра развития, максимальный объем списания бюджетных средств банковских счетов может составить 200 млрд. руб. Однако в середине 2005 г., когда банки «по максимуму» работали со средствами бюджетов, на соотвествующих счетах находилось не более 150 млрд. руб. (см. таблицу). Чем ближе к концу 2005 г., тем меньше бюджетных средств остается на счетах банков, поэтому едва ли отечественной банковской системе грозит внезапный «дефи-цит ликвидности». Следует также заметить, что львиная доля бюджетных счетов была открыта в банках Центрального и Уральского федеральных округов, которым вполне по силам решить проблему временного оттока ликвидности. Что касается прочих округов, то «бюджетозависимость» местных банков никогда не достигала угрожающих уровней.


источник: Клерк.Ру


Похожие по содержанию материалы:
Учет и контроль рабочего времени сотрудников.Биометрические терминалы предотвращают потери и быстро ..
Управление рекомендациями — новый ресурс продаж в банковской сфере ..
Топ-10 курьезов банковских будней ..
Расчеты по операциям с банковскими картами:развитие Положения Банка России №23-П ..
Модели организации валютного контроля в банке ..
Если банк пойдет ва-банк ..
Рынок платежных карт в России ..
Миграция с VTM на VTM Cash Passport ..
Каким будет российский банковский сектор через 3 года ..
Инсайд победят словом ..
Освобождение от обложения НДС операций с драгоценными металлами ..
Особенности учёта наличных и срочных сделок с драгоценными металлами ..
Банки: Застрахованные до смерти ..


Похожие документы из сходных разделов


Освобождение от обложения НДС операций с драгоценными металлами

Подпунктом 9 п. 3 ст. 149 НК РФ установлены две нормы освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость реализации банками или банкам драгоценных металлов. Письма налоговых органов комментируют лишь одну из них, умалчивая о возможности применения второй, более выгодной для кредитных организаций. В соответствии с Федеральным Законом от 26.03.98 № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и .. читать далее


Эксперты: Малый бизнес отдает банковские кредиты
РБК /

В прошлом году объем рынка кредитования малого бизнеса в России увеличился более чем на 90% и составил около 300 млрд. рублей. Опрос ста российских банков, проведенный в прошлом году, показал, что около 50% их клиентов - малые предприятия. А вместе со средними эта доля превышает 80%. Если говорить о сферах бизнеса, то 70% зае .. читать далее


Фронтальная технологизация
«Банковское обозрение» /

Несколько лет назад позволить себе масштабную автоматизацию фронт-офиса могли не более десяти банков, а теперь — почти сотня

Сейчас многие банки активно осваивают новые технологии. Поэтому банковские фронт-офисы постепенно переходят на дистанционное и автоматическое обслуживание клиентов. А вот « ..
читать далее