Модели организации валютного контроля в банкеРасчеты и операционная работа в коммерческом банке. № 7-8 (июль-август) за 2003 год. В. Гузеватая, независимый эксперт В продолжение предыдущей статьи "Об организации валютного контроля в банке" рассмотрим некоторые модели организации валютного контроля в среднем и крупном банках, построенные с учетом рисков, принимаемых на себя банком в каждом конкретном случае в зависимости от факторов, влияющих на организацию процесса валютного контроля.Централизация функций агента валютного контроляРассмотрим банк, специализирующийся на обслуживании крупных клиентов юридических лиц, который, исходя из специфики внешнеэкономической деятельности клиентов, выполняет ограниченный вид сложных валютных операций. При этом у банка отсутствуют обособленные структурные подразделения, расположенные на другой территории, иными словами, у банка нет дополнительных офисов. Как правило, в среднем и крупном банках на осуществлении различных видов банковских операций (кредитование, кассовые операции, банковские переводы, документарные операции и др.) специализируются разные подразделения банка. Предположим, на момент решения задачи усовершенствования существующей в банке системы валютного контроля процесс взаимодействия этих подразделений, в том числе порядок документооборота, не формализован, автоматизация находится на минимальном или среднем уровне. В данном случае существенно повышаются требования к обеспечению безрисковости проведения валютных операций клиентов, поскольку в таком банке объективно существует риск «недосмотра» валютных операций клиентов. Это обусловлено в первую очередь тем, что, как уже отмечалось в предыдущей статье, при отсутствии четкой организации банковских процессов всегда существует значительный риск упустить что-либо из виду, например необходимость осуществления валютного контроля за той или иной валютной операцией, включение данных о проведенной операции в отчетность, направление информации о нарушении клиентом требований валютного законодательства и т.д. Риск «недосмотра» возрастает в случае, когда функции по осуществлению валютного контроля и непосредственному выполнению валютной операции клиента находятся в компетенции одного и того же подразделения, поскольку в такой ситуации возникает конфликт интересов банка, который при отсутствии четкого регламента работы приводит к желанию «облегчить» процедуру валютного контроля до минимума. В то же время в случае, когда непосредственное проведение валютной операции и валютный контроль относятся к компетенции разных структурных подразделений, отсутствие четко регламентированных банковских процессов может привести к тому, что клиент вынужден будет обращаться для проведения одной и той же операции в разные подразделения банка. Например, клиент представляет заявление на перевод в подразделение валютного контроля, а затем, после проставления визы валютного контроля, самостоятельно относит его в подразделение, осуществляющее переводы. Подобная организация валютного контроля приводит к искусственному «разрыву» технологической цепочки единого расчетного обслуживания клиентов и существенному увеличению продолжительности выполнения валютной операции. В данном случае возникает интересная ситуация, при которой не банк стремится максимально быстро и качественно обслужить клиента, а клиент вынужден приспосабливаться к организации работы банка. Возникает логичный вопрос: кто для кого существует банк для клиента или клиент для банка? В связи с этим при решении задачи совершенствования организации валютного контроля в банке помимо обеспечения безрисковости проведения валютных операций клиентов можно также поставить вопрос об оптимальности существующей трудоемкости и продолжительности осуществления валютного контроля. Для этого необходимо прежде всего детально изучить существующий порядок взаимодействия подразделений, описать технологические цепочки выполнения операций, на основе анализа документооборота выявить узкие места и подготовить предложения по оптимизации технологии осуществления банковских операций и их автоматизации в целях обеспечения эффективного осуществления банком функций агента валютного контроля. В случае, если банковские процессы в том или ином виде формализованы, решение задачи совершенствования организации валютного контроля существенно упрощается, так как достаточно просто проанализировать недостатки существующей организации валютного контроля в банке и, в случае необходимости, выработать предложения по сокращению трудоемкости и продолжительности осуществления валютного контроля, в том числе путем автоматизации. Только после выработки конкретных предложений по оптимизации организации валютного контроля в банке можно проводить какие-либо структурные преобразования. Оптимальным решением вопроса организации валютного контроля в рассматриваемом банке с точки зрения его структуры видится создание подразделения, в котором будут сосредоточены все операции валютного контроля, включая предварительный и последующий валютный контроль, учет валютных операций клиентов, формирование отчетности. Централизация функций валютного контроля в одном подразделении, в компетенцию которого целесообразно также включить функции по разработке внутренних инструкций по осуществлению валютного контроля, включая порядок взаимодействия с другими подразделениями банка, позволит обеспечить оперативное проведение операций при соблюдении максимальной защиты интересов банка. Наличие у такого подразделения сильного руководителя будет только способствовать повышению роли валютного контроля в банке и усилению «значительности» или «престижности» данного подразделения. |