Новое на срочном рынке РоссииИзменения в статью 1062 ГК РФ, внесенные Федеральным законом от 26.01.2007 № 5-ФЗ, существенно активизировали развитие российского рынка срочных сделок. Это с удовлетворением и определенным оптимизмом было отмечено аналитиками на II Международной конференции «Состояние и перспективы развития срочного рынка в России: новое в правовом регулировании», которую провела Ассоциация российских банков совместно с Национальной ассоциацией участников фондового рынка (25 сентября 2007 года, Москва, Марриотт Гранд Отель). И.Е. СмирновКак известно, в последние годы срочный рынок в общемировых масштабах достиг поистине фантастических размеров. Уже к началу 2006 года, согласно данным Банка международных расчетов (БМР), номинальная стоимость всех деривативных контрактов в мире составила примерно 342 трлн долларов США при ВВП американской экономики на тот период времени в 12,5 трлн долларов США, а мировой — порядка 50 трлн долларов США. Естественно, по результатам 2006 и 2007 годов эти цифры стали еще более впечатляющими. Что касается нашей страны, то российский рынок деривативов по своим объемам пока еще сильно отстает от западных, хотя его среднемесячный объем уже составляет многие сотни миллионов долларов. Существует целый ряд причин, тормозящих его развитие: прежде всего молодость финансового рынка, недостаточность поддержки со стороны государства, законодательные пробелы. Зарождение отечественного срочного рынка в 1992 году, а также значительный рост его объемов в период 1997–1998 годов проходили в отсутствие полноценного законодательства. Основы регулирования содержались в принятом в 1991 году законе «О товарных биржах и биржевой торговле». На сегодняшний день этот документ катастрофически устарел: во всяком случае, по мнению многих аналитиков, крайне низкая степень проработанности сводит значимость некоторых его положений к нулю и затрудняет их применение на практике. Необходимость совершенствования законодательства, регулирующего деятельность срочного рынка, признана большинством участников законотворческого процесса уже давно. В ноябре 2001 года группа депутатов Государственной Думы даже внесла в палату законопроект «О срочном рынке». Этот документ предлагал единое регулирование отношений на срочном рынке, в целом повторяя логику законодательства о рынке ценных бумаг. Правительство РФ негативно оценило содержащиеся в законопроекте нововведения, указав на то, что концептуальные положения законопроекта не обеспечивают должного уровня нормативного и экономического регулирования отношений, связанных с обращением производных инструментов. Правительство РФ также не поддержало идеи создания единого регулирующего органа по вопросам срочных рынков и введения дополнительных видов лицензирования участников рынка. Вторым направлением законотворческой активности стала подготовка проекта федерального закона «О производных финансовых инструментах», работа над которым началась еще в 2002 году. Сторонники такого подхода изначально продекларировали намерение подготовить «толстый» законодательный акт на все случаи жизни, регулирующий более тысячи различных финансовых инструментов, обращающихся на рынке деривативов. Однако этот законопроект не нашел поддержки в Государственной Думе. Наконец, третьей попыткой российских парламентариев разрешить проблемы срочного рынка стала работа над блоком законопроектов, содержащих поправки в несколько действующих законов. Один из этих документов, как отмечалось выше, внес изменения в статью 1062 ГК РФ. Деривативы российских банков в 2006 годуПо информации выступившего на конференции члена Совета Национальной валютной ассоциации (НВА) Дмитрия Пискулова, в начале текущего года эта ассоциация, объединяющая свыше 70 кредитных организаций и бирж, провела исследование деривативов российских коммерческих банков. В опросе приняло участие 26 банков (крупнейших отечественных и большинство дочек зарубежных банков), совокупная доля которых в общем обороте срочных деривативных операций на межбанковском рынке, по оценкам НВА, превышает 90%. Предметом исследования являлся рынок всех срочных сделок, заключаемых российскими банками-резидентами: как внутри страны (сделки типа «резидент-резидент» или on-shore transactions), так и трансграничных сделок российских банков с зарубежными коллегами (типа «резидент-нерезидент» или cross-border transactions). Фокус был сделан на внебиржевой сегмент (ОТС) срочного рынка России, официальная статистика по которому в отличие от организованного биржевого, к сожалению, отсутствует. При этом также были получены данные по биржевым срочным инструментам, дополнившие общую картину срочных операций российских банков. Методология исследования в основном базировалась на аналогичных исследованиях мирового валютного и срочного рынка, проводимых раз в три года Банком международных расчетов (БМР) (г. Базель). В частности, основной упор был сделан на статистике оборотов (дневных, месячных) по срочным сделкам, а не на статистике незакрытых сделок (notional amounts). Кроме того, для отнесения сделок к внутри российским сделкам был использован принцип страны нахождения торгового подразделения (trading/sales desk), вне зависимости от того, в какой юрисдикции данные обороты по сделкам были поставлены на баланс (забукированы). Применение этого методологического принципа позволило получить более объективные данные об оборотах рынка и снять основное противоречие исследования, свойственное для операций дочек зарубежных банков в России: многие из них имеют в России трейдеров и «сейлзов», которые, ведя переговоры и продажи с другими банками или клиентами, фактически участвуют в заключении срочных сделок внутри страны, однако в связи с налоговыми, юридическими или бухгалтерскими проблемами вынуждены учитывать их на балансе головной конторы за рубежом (чаще всего в Лондоне). При этом понятно, что срочные сделки с российским рублем (рублевыми деривативами), заключенные международными банками друг с другом за пределами России (так называемые офшорные сделки), учтенные на балансе этих банков также за рубежом, в материал нынешнего исследования не вошли. |