Пять причин не покупать российский банкВ ожидании экспансии западного банковского капитала собственники российских банков успели пережить негативные эмоции, смириться с неизбежным и примерить на себя роль продавца бизнеса. Для многих банкиров будет сюрпризом, когда они поймут, что их банк не так уж привлекателен в глазах иностранных покупателей, а предпродажная подготовка была проведена неправильно. До сих пор эксперты говорили о перспективе экспансии иностранного капитала на российский банковский рынок, в том числе и региональный, и о том, что иностранные финансовые корпорации «потеснят», «захватят» и т.д. Руководитель направления банковских рейтингов Moody's Interfax Rating Agency Михаил Матовников на конференции «Международный рейтинг российских банков» обратил внимание на то обстоятельство, что количество состоявшихся сделок по продаже банков иностранным инвесторам гораздо меньше количества анонсированных. М. Матовников сформулировал несколько причин осторожности иностранных покупателей. Российские банки «мелко плавают»Доля рынка даже самых крупных частных банков, ведущих агрессивную политику нарозничном рынке, в редком случае превышает 1,5% в каждом сегменте, в то времякак банк, контролирующий менее 10% рынка, иностранных инвесторов интересует заметноменьше. Слабость отдельных банков усугубляется сравнительно низким порогом входаиностранного капитала в режиме трансграничного кредитования.Кстати, поэтому же многие крупнейшие участники мирового банковского рынка, уже открывшие дочерние банки в России, не стремятся их развивать. Из нескольких десятков «дочек» иностранных банков сколько-нибудь активным привлечением российских клиентов на обслуживание занимается не более десяти, а в розничном сегменте бизнеса — не более пяти. Налоговые и репутационные рискиПока на недостатках такого рода не погорел ни один банк, но многие из подобныхрисков более характерны для банков, созданных задолго до кризиса 1998 года, впериод, когда налоговая оптимизация была практически необходимым условием длясохранения конкурентоспособности банка. И потенциальные инвесторы наверняка этоучитывают.Смена акционеров ведет к разрушению бизнеса банкаПрошедший уже пару лет назад период скупки региональных банков московскими банкамипоказал, что после смены собственника характер бизнеса приобретенных банков заметноменяется. У типичного российского банка на 10 крупнейших заемщиков приходитсяот 40 до 50% кредитного портфеля. Уход двух-трех клиентов может привести к заметномуснижению стоимости бизнеса. Более того, в привлечении ключевых клиентов обычнобольшую роль играют личные связи собственников и ключевых менеджеров банка. Сменасобственника и даже части менеджмента в большинстве случаев приводит к потеремногих крупных клиентов. Забавно, что конкуренты банка, приобретенного новымиакционерами в данном регионе, часто рассматривают произошедшее не как факторусиления конкуренции, а как замечательную возможность получить часть клиентов,покидающих свой банк.Столкновение культур — иностранцы не ищут «индивидуального подхода»Новые российские акционеры все же часто ищут особые подходы к крупным клиентамприобретаемого банка, но у иностранного банка внутренние процедуры часто не предусматриваютвозможность подобных договоренностей. Сама суть некоторых таких договоренностейможет быть неприемлема для иностранцев, стремящихся минимизировать репутационныериски. Причем вовсе необязательно речь идет о противоправных действиях или финансоворискованных операциях. Поэтому, когда иностранный инвестор получает контрольнад российским банком, риск заметного сокращения клиентской базы или, как минимум,снижения объема бизнеса заметно возрастает.Иностранные банки вообще иначе подходят к отбору клиентов. Российские банки, для сравнения, не «отбирают», а «привлекают» клиентов. Объем документальных сведений в российском банке о своих клиентах может оказаться настолько недостаточным, что, следуя своим процедурам внутреннего контроля, новый акционер будет вынужден отказаться от работы со значительной частью клиентов. Даже если последние проявляют желание продолжить работу. Оценка достоинств: иностранцам лишнего не надоПроводя предпродажную подготовку банковского бизнеса, иногда весьма масштабнуюи затратную, его владельцы зачастую неверно оценивают факторы, влияющие на привлекательностьи цену бизнеса. Вопреки распространенному мнению, иностранных инвесторов не интересуютсильные позиции банка на рынке частных вкладов. Зачем, если в России ставки подепозитам выше, чем ставки по кредитам на родине у инвестора? Иностранцы оценятриски вкладчиков в 3% годовых, и они разбегутся. Получается, что специфика бизнесачастных российских банков в принципе ведет к рискам потери части бизнеса присмене собственника, а некоторые сегменты бизнеса (в частности, заметная доляна рынке частных вкладов), привлекательные для российских акционеров, могут вглазах иностранного акционера быть дополнительным обременением.То же самое можно сказать об инфраструктуре банковского бизнеса, выставленного на продажу. В последние годы банки потратили значительные ресурсы на создание региональной филиальной сети. Многие крупнейшие частные российские банки могут похвастать присутствием практически во всех субъектах РФ, некоторые гордятся присутствием во всех городах с населением свыше 1 млн человек или даже свыше 100 тыс. человек. А иностранному банку это может быть не нужно, его пока интересуют только несколько крупнейших мегаполисов, а остальная инфраструктура избыточна и слишком затратна. Текст: Таисия Мартынова |