Главная страница --> Банковское дело

Дар клиенту .. | Елена Петренко: Российскую б .. | Иностранные банки проверят н .. | Копить или купить? .. | Банки: вид сверху .. |


Премиальные продукты международных платежных систем

Методический журнал «Расчеты и операционная работа в коммерческом банке» /

У меня совершенно непритязательный
вкус — мне всегда хватает самого лучшего.
Оскар Уайльд

В бумажниках многих наших соотечественников с уровнем доходов «выше среднего» давно прописались на ПМЖ карты различных платежных систем категории Gold и выше. Большинство держателей карт привычно пользуется ими при каждом удобном случае для оплаты покупок и услуг, снятия наличных как в России, так и за границей. Наиболее продвинутые пользователи при помощи карты бронируют гостиницы и арендуют автомобили, расплачиваются в интернет-магазинах или… нарезают дорожки из неизвестного порошка белого цвета. Для проведения всех этих операций можно воспользоваться картой категории Classic/Standard по цене в 5 раз дешевле Gold и в 10 раз дешевле Platinum. Так за что владельцы привилегированных карт переплачивают банкам свои кровные? О скрытых резервах, нерастраченном потенциале и невиданных возможностях дорогих и очень дорогих карт пойдет речь в этой статье.

И.А. Демчев

Начнем, пожалуй, с общеизвестного факта, что первые платежные карты, появившиеся в середине прошлого века в США и носящие поныне имя Diners Club, были задуманы исключительно для оплаты в кредит обедов в ресторане. К 1961 году платежная система Diners Club стала международной, а функциональные возможности карт развились практически до современного состояния (с поправкой на технический прогресс того времени). Удобство оплаты услуг в кредит по карте по достоинству оценили миллионы, опрос, проведенный Международной ассоциацией управления США, выявил, что создание карты и системы расчетов Diners Club в 1950 году Фрэнком МакНамарой стало одним из «75 величайших решений человечества в XX веке».

К сожалению, в нашей стране широкие массы населения были приобщены к плодам «величайшего решения» с опозданием лет в пятьдесят и фактически насильственным путем — работодателем для выплаты заработной платы. Может быть, поэтому для большинства соотечественников единственно востребованной остается функция снятия наличных в банкомате в дни аванса и зарплаты. Является ли это формой протеста против отсутствия выбора или особенностью нашего менталитета — вопрос к психологам.

Но даже для продвинутых и обеспеченных держателей карт набор дополнительных услуг, предлагаемых банками к различным категориям карточных продуктов, долгое время оставался, мягко говоря, скромным. Несколько лет назад на вопрос, чем отличается карта категории Gold от Classic помимо повышенной комиссии за обслуживание, сотрудники банков в лучшем случае вспоминали о престиже и «особом» отношении к владельцу карты за рубежом. Сегодня ситуация изменилась, и в первую очередь это связано с приходом на российский рынок «дочек» иностранных банков, предлагающих банковские услуги по европейским стандартам. От них стараются не отставать отечественные лидеры рынка, перенимая новации и адаптируя их к местным условиям. В свою очередь международные платежные системы также активизировались в продвижении более дорогих и престижных продуктов: сказываются повышение благосостояния общества и, как следствие, увеличение сегмента пользователей. А как известно, спрос диктует предложение.

Но на, казалось бы, простой вопрос «На что, собственно, возник этот самый спрос?» нет однозначного ответа. Одному клиенту важны внешние атрибуты престижа — золотой цвет карты ласкает взор и тешит самолюбие; другой, наоборот, предпочитает не «светиться», но пользоваться большой кредитной линией; третий живет в командировках, и его интерес заключается в том, чтобы иметь доступ к VIP-залам в аэропортах.

Помочь определить минимальный, но достаточный перечень дополнительных услуг для каждой категории карт призван многолетний опыт международных платежных систем в работе с банками и их клиентами в разных странах и континентах. Изучение потребностей людей с высоким уровнем доходов, стиля их жизни и системы ценностей позволило сегментировать карточные продукты премиум-класса на категории Gold, Platinum и, скажем так, ТОР-категорию. Под последней у всех платежных систем подразумевается продукт с собственным именем: VISA Infinite, MasterCard World (Signia), American Express Centurion, Diners Club Сarte Blanche1.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА (Target group)

По обобщенной информации платежных систем, основанной на статистике европейского рынка, 30% в портфеле кредитных карт розничного банка занимают премиальные продукты. Из них 10% — карты категории Platinum, 1–5% — карты ТОР-категории, остальные — Gold. Причем владелец карты Gold оплачивает с помощью карты покупки на сумму в три раза большую, чем держатель карты Classic; а владелец Platinum уже в пять раз большую сумму. Для позиционирования клиентов на принадлежность к той или иной категории компания American Express, например, руководствуется суммой годового дохода клиента: он должен быть не менее $35 тыс. для получения Green Card, $50 тыс. — для Gold Card и $65 тыс. — для Platinum Card. Карта наивысшей категории Centurion предлагается, как правило, действительным держателям Platinum, активно использующим карту для оплаты, с постоянными высокими или увеличивающимися оборотами.

Но такой подход не всегда осуществим, доходы клиент может получать на счета в разных банках, а в нашей суровой реальности и наличными тоже. Платежные системы рекомендуют использовать мониторинг транзакционной активности: суммы операций и род деятельности торгово-сервисных предприятий могут много рассказать о привычках и стиле жизни хозяина карты, а своевременность погашения задолженностей — о его характере. На практике зачастую клиентская база прирастает за счет новых клиентов, выбор карточных продуктов осуществляется ими самими и определяется их платежеспособностью, в то время как в развитых странах клиенту без кредитной истории или весомого депозита предложат только дебетовый продукт.



Похожие по содержанию материалы:
Средняя цена российского банка в 2006 году — 2,7 капитала ..
Российские банки пустили в еврозону ..
Вопросы взаимодействия банков и оценочных компаний ..
Рынок кредитования юридических лиц становится либеральным ..
Дар клиенту ..
Елена Петренко: Российскую банковскую систему ждут большие потрясения ..
Иностранные банки проверят на потребкредиты ..
Копить или купить? ..
Банки: вид сверху ..
Особенности бухгалтерского учета встроенных производных инструментов, неотделяемых от основного дого ..
ЦБ отозвал лицензию у банка из системы страхования ..
Ликвидность на межбанковском рынке не восстанавливается ..
Паи вместо вкладов ..


Похожие документы из сходных разделов


Особенности бухгалтерского учета встроенных производных инструментов, неотделяемых от основного договора
Методический журнал «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке» /

В Приложении 3 к «Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», утвержденном Положением Банка России от 26.03.2007 № 302-П, впервые в правилах бухгалтерского учета в банках появил .. читать далее


Интервью: Борис Иванишвили, основатель и владелец банка “Российский кредит”
"Ведомости" / Мария Рожкова

Основатель и владелец банка “Российский кредит” Борис Иванишвили — один из самых загадочных российских предпринимателей. Он практически не участвовал в публичных мероприятиях, никогда не давал интервью. Чем занимался Иванишвили вдали от посторонних взоров? Копил состояние.

Журнал Forb .. читать далее


МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов». В какой валюте следует представлять отчетность кредитных организаций?

Источник: Новые системы финансового учета №8-9(16-17), 21.09.2006
Автор: Тинкельман С.Б. - заместитель директора департамента по работе с финансовыми институтами департамента аудиторских услуг ЗАО "АКГ "РБС"
Казакевич Е.С. - старший аудитор ЗАО "АКГ "РБС" читать далее