Позиция ФССН в вопросе о формировании резерва заявленных, но не урегулированных убытков по договорам входящего перестрахованияВ прошлом номере нами была затронута проблема формирования резервов убытков по договорам входящего перестрахования. Дискуссия по данной проблеме ввиду достаточно широкого резонанса получила продолжение не только в виде обсуждения в рамках профессионального сообщества, но и на уровне регулирующих органов, которые были вынуждены разъяснить ситуацию по запросу ВСС. А.Е. ОстровскийНапомним читателям, что в самом конце прошлого года возникла новая, искусственно созданная налоговыми органами проблема формирования резерва заявленных, но не урегулированных убытков по договорам входящего перестрахования. Налоговые органы, отталкиваясь от определения перестрахования, данного в пункте 1 статьи 967 ГК РФ, и выработанного судебной практикой определения понятия страхового случая по договорам перестрахования (как выплаты страховщиком страхового возмещения или страховой суммы по основным договорам страхования), предъявили одной из страховых организаций претензии по поводу неправильного, по их мнению, формирования резерва заявленных, но не урегулированных убытков. Налоговые органы считают, что перестраховщик вправе формировать этот резерв лишь после того, как страховщик осуществил страховую выплату по основному договору страхования2. В связи с этим Всероссийский союз страховщиков обратился в Минфин РФ с запросом об официальном разъяснении, с какого именно момента перестраховщики вправе формировать РЗУ по входящим договорам перестрахования. Минфин РФ, в свою очередь, обратился к ФССН. Ниже мы приводим текст официального ответа ФССН, не публиковавшийся в открытых источниках до настоящего времени и содержащий достаточно интересные мотивировку и выводы, которые, безусловно, будут важны для страховщиков при выработке собственной позиции по данной проблеме. Письмо ФССН от 5 апреля 2007 г. № 1796/04-02Федеральная служба страхового В соответствии с п. 32 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 г. № 43н, при оценке статей бухгалтерской отчетности организация должна обеспечить соблюдение допущений и требований, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету « Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» одним из основных принципов (допущений) отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций, в том числе по договорам страхования и перестрахования, является временная определенность фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления). Исходя из этого принципа факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности заложена в основу оценки (признания) страховщиками и перестраховщиками доходов и расходов (обязательств) по договорам страхования и перестрахования. Нормативным документом, регламентирующим признание расходов (обязательств) по договорам страхования и перестрахования, являются Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.06.2002 г. № 51н (в ред. от 23.06.2003 г. № 54н и от 14.01.2005 г. № 2н) (далее – Правила). Указанными Правилами установлен порядок формирования страховых резервов по договорам страхования, сострахования и договорам, принятым в перестрахование, относящимся к страхованию иному, чем страхование жизни, т. е. признание расходов (обязательств) как страховщиками, так и перестраховщиками по обеспечению предстоящих страховых выплат по договорам страхования и договорам, принятым в перестрахование. При этом в соответствии с п. 12 Правил страховщик рассчитывает долю участия перестраховщиков в страховых резервах по страхованию иному, чем страхование жизни, одновременно с расчетом страховых резервов. Согласно п. 8 Правил резерв заявленных, но не урегулированных убытков (РЗУ) является оценкой неисполненных или исполненных не полностью на отчетную дату (конец отчетного периода) обязательств страховщика по осуществлению страховых выплат в связи со страховыми случаями, о факте наступления которых в установленном законом или договором порядке заявлено страховщику в отчетном или предшествующих ему периодах. Согласно пункту 26 Правил в качестве базы расчета РЗУ принимается размер не урегулированных на отчетную дату обязательств страховщика, подлежащих оплате в связи со страховыми случаями, о факте наступления которых в установленном законом или договором порядке заявлено страховщику. Расчет РЗУ осуществляется как по договорам страхования, так и по договорам, принятым в перестрахование. Обращаем ваше внимание, что специфика формирования (признания) доходов и расходов (обязательств) по договорам страхования и перестрахования установлена также Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности страховых организаций (Приложение № 3 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2003 г. № 113н «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора»). |