Главная страница --> Банковское дело

Расчеты между банком и его к .. | Рациональный инвестор смотри .. | КОММЕНТАРИИ. Преимущество за .. | Налоговая отчетность предста .. | Разработчики ПО переключаютс .. |


Разработчики ПО переключаются с крупных банков на мелкие

Газета "Бизнес" /

Ксения Болецкая

Вслед за крупными автоматизацией занялись и небольшие банки. Они не могут себе позволить тратить на ИТ многомиллионные бюджеты, но стремятся получить тот же функционал, чтобы привлекать клиентов современными продуктами. Как уверяют разработчики ПО, которые в последнее время стали активно предлагать рынку продукты, ориентированные именно на средние и малые банки, современные технологии управления информацией вовсе не должны стоить дорого. Но сами банки отмечают «сырость»и несовершенство систем, которые им предлагают.

За пределами Садового кольца

Если раньше усилия крупных банков были сосредоточены в основном в столичных регионах, то в последние два года из-за усиления конкуренции на этих рынках и роста благосостояния людей по России в целом финансовые структуры стали гораздо более активно развивать свои филиальные сети за пределами «Садового кольца» и вытеснять небольшие региональные банки. Последние, пытаясь выстоять в конкурентной борьбе, теперь вынуждены гораздо больше внимания, чем раньше, уделять ИТ-структуре. Как заявил «Бизнесу» руководитель отделения банковских технологий компании ФОРС Геннадий Заманский, стратегический ответ должен быть асимметричным - переиграть «москвичей» в капитализации бизнеса и технической оснащенности региональным банкам вряд ли удастся.

Спрос, как известно, рождает предложение. Традиционно, по вполне понятным причинам, усилия большинства разработчиков автоматизированных систем были сосредоточены исключительно на работе с крупными банками и финансово-промышленными группами. Но в прошлом году сразу несколько разработчиков предложили рынку продукты, ориентированные именно на средние и малые банки. Среди них можно назвать линейку RS - Bank / Pervasive (компания R - Style Softlab ), «Ва-Банк ST »(компания ФОРС), «Центавр Омега» (компания «Програмбанк») и т. д.

Ориентированы такие решения на банки второго эшелона с объемом бизнеса существенно меньше 1% от рынка (то есть $50–150 млн). По оценкам EGAR Technology , объем средств, которые могут быть потрачены таким банком на ИТ-технологии ( soft & hard ), колеблется в пределах - от $50 тыс. до $250 тыс. При этом стоимость приобретения системы в ряде случаев может составлять всего 30–50% от общей стоимости самого проекта.

В среднем небольшие банки тратят на приобретение автоматизированной системы около $20–100 тыс. (со стоимостью рабочего места в пределах $100–200). По словам начальника ИТ-департамента Спиритбанка (Тула) Александра Супрановича, расходы среднего регионального банка на ИТ за последние пару лет не превышают 500 тыс. рублей.

Упражнение на гибкость

Как утверждают компании, при разработке систем, ориентированных на небольшие банки, они не снижали требовательность к существующим решениям, а создавали принципиально новые продукты. По словам руководителя проекта «Центавр» компании «Програмбанк» Степана Сокола, большие и сложные системы практически невозможно упростить, если не ставить такую задачу на самом раннем этапе ее проектирования. «Попробуйте использовать „большую” ритейловую систему на Oracle в небольшой операционной кассе или обменном пункте! - говорит он.- Даже если компания-разработчик продаст такую систему со скидками, урежет ненужный функционал, сократит до минимума оплату своих услуг по ее обслуживанию, банку все равно придется решать проблему неадекватных затрат по эксплуатации системы». Поэтому разработчики предпочитают использовать более недорогие и простые платформы, например СУБД Pervasive . SQL или MS SQL 2000 Desktop Engine .

Главное, на чем может сыграть небольшой банк при формировании своей ИТ-архитектуры,- ее гибкость. Но реализуют эту самую гибкость в своих продуктах разработчики совершенно по-разному. По мнению руководителя отдела маркетинга EGAR Technology Михаила Талантова, лучше всего вписываются в ограниченные финансовые возможности небольших банков решения, которые позволяют организовать рабочие места на базе «тонкого клиента». В этом случае основной массив информации сосредоточен на централизованном сервере хранения, и рабочие места на удаленных точках продаж организуются за счет недорогих лицензий и связаны с главным офисом через онлайн. Специалисты R - Style полагают, что архитектура решений для малых банков должна отвечать принципам стандартизации. Процедуры и операции в такой системе строятся по одним и тем же алгоритмам и поэтому совершенно прозрачны для управления и анализа. А система работает по принципу конвейера, то есть каждая процедура разбивается на ряд отдельных операций, каждую из которых выполняет либо отдельное подразделение, либо отдельный операционист. Но Заманский уверен, что в региональных банках люди важнее процедур, поэтому АБС прежде всего должна быть удобной для персонала и даже нравиться ему. Численность банка сравнительно невелика, и поэтому конвейер неэффективен, поскольку на каждую операцию невозможно назначить отдельного человека. Каждый сотрудник регионального банка неминуемо оказывается «мастером на все руки». С точки зрения ИТ это подразумевает наличие у АБС функции так называемого «сквозного видения» всей деятельности банка с каждого рабочего места. Это позволяет операционисту проводить весь спектр операций по одному клиенту - от проводки счетов до оформления кредита. Такая «универсальность» служащих небольшого банка, по мнению Заманского, требует преимущественно горизонтального разделения доступа, когда сотрудники одного отдела имеют полный доступ к информации по определенной группе клиентов.



Похожие по содержанию материалы:
Привлечение банков к ответственности за нарушение запрета на осуществление расходных операций по сче ..
Банки переводят средства за рубеж ..
Процедуры присоединения (слияния) акционерных банков в Российской Федерации: новые подходы законодат ..
Кризис не помеха ..
Расчеты между банком и его клиентом как особая форма безналичных расчетов ..
Рациональный инвестор смотрит дальше цены ..
КОММЕНТАРИИ. Преимущество зарплатных проектов ..
Налоговая отчетность представительств иностранных организаций ..
Разработчики ПО переключаются с крупных банков на мелкие ..
Закон о валютном регулировании: каким хотя видеть его банкиры ..
Учет операций по увеличению уставного капитала банка ..
Позиция ФССН в вопросе о формировании резерва заявленных, но не урегулированных убытков по договорам ..
Новый порядок открытия банковских счетов ..


Похожие документы из сходных разделов


Дар клиенту
"Ведомости" / Кризис на мировом финансовом рынке оказался на руку российским вкладчикам. Даже крупные банки начали поднимать ставки по депозитамЛюдмила Милевская

На этой неделе «ВТБ 24» повысил ставки по рублевым и долларовым вкладам на 0,1-0,75 процентного пункта. .. читать далее


Закон о валютном регулировании: каким хотя видеть его банкиры

Опубликовано: "Расчеты и операционная работа в коммерческом банке" № 2-2003 год
Е.Е. Смирнов, «БДЦ-пресс»

На весенней парламентской сессии, судя по всему, весьма острые дебаты могут разгореться в Государственной Думе в ходе рассмотрения законопроекта о валютном регулировании и валютном ко ..
читать далее
Елена Петренко: Российскую банковскую систему ждут большие потрясения

Елена Владимировна, российские банки вскоре должны перейти на МСФО. Власти преподносят это как осязаемое продвижение по пути банковской реформы. Но в чем смысл этого перехода? Каковы будут его последствия?

Этот вопрос распадается на два подвопроса. Первое, что это за международные стандарты, и действительно ли они хороши? И второй подвопрос: что же, действительно, сделал .. читать далее