Главная страница --> Банковское дело

Вопросы применения нормативн .. | Рыбалка в Интернете .. | Карты, деньги, «револьвер» .. | Справка о надежности .. | Мобильный банкинг .. |


Мобильный банкинг

Газета "Бизнес" /

Ксения Болецкая

Российские банки, активно развивающие розничный бизнес, постоянно ищут новые способы привлечения частных клиентов. Вслед за модным интернет-банкингом они пытаются увеличить доходы с помощью мобильного банкинга. Пока подавляющее большинство банков предоставляет клиентам лишь SMS -информирование. Но в следующем году не меньше 10 крупнейших российских банков обещают предоставить клиентам полноценный мобильный банкинг, который позволит проводить операции по счетам.

Демократичный канал

SMS -оповещение - это лишь один из каналов дистанционного банковского обслуживания. Хотя для российских банков предоставить клиентам возможность пользоваться их услугами в любое время и без посещения отделений и филиалов означает автоматическое увеличение количества операций по счетам и, следовательно, комиссионных. Когда пару лет назад российские банки начали создавать системы дистанционного обслуживания, в первую очередь они развивали интернет-банкинг и call -центры. Тогда лишь единицы задумывались о том, чтобы работать и над таким сервисом, как мобильная связь. Но в прошлом году количество банков, которые предлагают услуги SMS -информирования, стремительно выросло. По оценкам экспертов, сейчас этот канал используют практически все крупнейшие банки и даже средние. Директор департамента банковских технологий Промсвязьбанка Карл Сумманен заявил «Бизнесу», что использование мобильного телефона для работы с банком увеличивает степень удобства для клиента. А SMS , по его словам, в этом смысле «очень демократичный канал». Кроме того, отмечают банкиры, SMS -канал для клиента не привязан к какой-то конкретной стране, поэтому им можно пользоваться во время отпуска в любой точке мира.

Популярность SMS -банкинга среди банкиров объясняется и относительной дешевизной и простотой настройки SMS -канала. Как рассказал «Бизнесу» Карл Сумманен, банковские системы должны научиться обрабатывать такие пакеты данных. Затраты банка на организацию подобного сервиса, по его оценке, составляют несколько тысяч долларов. Сложности, считает он, при создании SMS -банкинга возникают у российских банков потому, что в системах дистанционного обслуживания клиентов, которые они используют, изначально не предусмотрена возможность работы с мобильной связью. Заместитель председателя правления СДМ-банка Владимир Луценко соглашается, что больших проблем при организации SMS -канала не возникает. Банку достаточно обзавестись корпоративной SIM -картой и специальным модемом.

На временном пороге

Количество операций, доступных по SMS -каналу, зависит от технологической состоятельности того или иного банка. Еще совсем недавно с помощью SMS клиенты получали, как правило, только сообщения об остатке денежных средств на счете, о пополнениях счета и списании денежных сумм. Сейчас услуг намного больше. Например, Альфа-банк предупреждает клиента об окончании срока действия пластиковой карты. Клиенты «Петрокоммерца» и Газэнергопромбанка, отправив SMS , могут заблокировать карту. Заместитель директора департамента розничного бизнеса Росбанка Дмитрий Вечканов рассказал «Бизнесу», что действующая в банке с истема « SMS -банк» позволяет клиентам после отправки соответствующего SMS -запроса получать информацию об остатках на счете и о последних пяти проведенных операциях. Заключив с банком дополнительное соглашение, клиент Росбанка может получать короткие сообщения с информацией об изменениях счета. В частности, при превышении заранее заданного им лимита расходования. МДМ-банк рассылает SMS -сообщения клиентам при проведении авторизации по карте, а также при любом движении по счетам. А в ответ на SMS -запрос высылает мини-выписку по карте. По словам Луценко, СДМ-банк также сообщает своим клиентам с помощью коротких сообщений обо всех операциях по счету, напоминает о сроках оплаты по кредитным договорам и рассылает различного рода информационные сообщения - например, о новых услугах.

Чтобы не заваливать телефоны клиентов SMS и не раздражать надоедливым сервисом, некоторые банки ввели в свои системы возможность установки временных порогов, в течение которых клиент не будет получать такие сообщения.

Абонент, подписавшийся на SMS -банкинг, оплачивает оператору связи свои исходящие запросы и банку - отсылку им сообщений (это может быть фиксированный месячный тариф или определенная сумма за каждое сообщение). Например, в СДМ-банке SMS -сервис стоит $1 в месяц, в банке «Стройкредит» - 50 рублей, Московском кредитном банке - 60 рублей. «Петрокоммерц» за сообщение о карточных транзакциях денег не берет, а вот каждое сообщение о балансе будет стоить 5 рублей. В банке «Московский капитал» SMS -информирование стоит $1,5 в месяц плюс $0,05 за каждое сообщение (выписка по счету - $1 в месяц). В МДМ-банке ежемесячная плата - $1,5 и $0,06 - за каждое сообщение. В Росбанке и Росевробанке абонентская плата отсутствует, а за каждое сообщение банки взимают $0,12 и $0,08 соответственно. Стоимость услуги «Альфа-чек» зависит от тарифного плана, по которому обслуживается клиент - от 29 до 59 рублей. Это может быть и бесплатным бонусом для престижных клиентов.

Шлюзы на пути мобильного банкинга

Несмотря на невысокую стоимость, SMS -банкинг пока не слишком популярен среди российских абонентов. По словам начальника управления развития каналов самообслуживания Альфа-банка Дэвида Грунда, в среднем клиент банка отправляет три-пять запросов в месяц. По оценке Луценко, СДМ-банк рассылает десятки тысяч SMS в месяц, но на эту услугу подписано лишь 4–5% клиентов банка. В Росбанке «Бизнесу» отказались назвать количество клиентов, которые пользуются SMS -банкингом. Но сообщили, что количество пользователей системы « SMS -банк» в 2004 году увеличилось в три с половиной раза, а количество проведенных в системе операций - почти в семь раз по сравнению с 2003 годом. В МДМ-банке на SMS -банкинг подписано больше тысячи клиентов. Однако пока SMS -банкингом пользуется не слишком большое количество абонентов - прямые договоры с сотовыми операторами есть лишь у нескольких крупнейших банков. Как рассказал «Бизнесу» Луценко, модем, который использует для отправки сообщений большинство банков, тратит на отправку одной SMS около 10 секунд. Если услуга поставлена в банке на поток, модем не справляется в пиковые часы с количеством запросов. В этом случае банк может договориться с оператором о прямом подключении к его SMS -шлюзу. Но, как сообщили «Бизнесу» в МТС, по таким договорам с оператором работает пока только Сбербанк и МБРР. Причем последний был подключен к этой системе прежде всего потому, что входит, как и МТС, в холдинг «АФК-система». С «Мегафоном» в столичном регионе таким образом работают, по словам советника генерального директора ЗАО «Сонник-Дуо» Романа Проклова, несколько крупнейших банков. Но их названия в компании назвать отказались.



Похожие по содержанию материалы:
Девятый вал ..
Привлечение банков к ответственности за нарушение запрета на осуществление расходных операций по сче ..
Конец монополии ..
Банковские ожидания не оправдались ..
Вопросы применения нормативных актов Банка России в сфере безналичных расчетов ..
Рыбалка в Интернете ..
Карты, деньги, «револьвер» ..
Справка о надежности ..
Мобильный банкинг ..
Банки готовятся к выпуску ипотечных ценных бумаг ..
Итоги 2005 года - инфляция снижается ..
Грачи прилетели ..
Позиция ФССН в вопросе о формировании резерва заявленных, но не урегулированных убытков по договорам ..


Похожие документы из сходных разделов


Налоговая отчетность представительств иностранных организаций
Банковское обозрение /

Опубликовано: Налогообложение,учет и отчетность в коммерческом банке.№ 3 -2003 год

И.А. Никольская,
Московское представительство «Леопольд Шпехт»,
главный бухгалтер

Московски ..
читать далее
Рынок кредитования юридических лиц становится либеральным

Рынок кредитования физических лиц растет с невероятной скоростью - процентные ставки снижаются, кредиты с использованием пластиковых карт становятся обычным делом. На фоне этих событий рынок кредитования юридических лиц стал вовсе незаметным. Мы обратились к начальнику отдела оценки финансового состояния заемщиков КБ "Московский капитал" Роману Карпову с вопросами, касающимися .. читать далее


Банки готовятся к выпуску ипотечных ценных бумаг
Газета "Бизнес" /

ЮРИЙ ВЕРЕТЕННИКОВ

Российские банки все чаще рефинансируют ипотечные кредиты, продавая кредитные портфели друг другу. Со следующего года они смогут делать это, выпуская ипотечные облигации и сертификаты, обеспеченные платежами по кредитам. Эксперты надеются, что благодаря таким выпускам на рынке ипотеки поя .. читать далее