Мобильный банкингКсения Болецкая Российские банки, активно развивающие розничный бизнес, постоянно ищут новые способы привлечения частных клиентов. Вслед за модным интернет-банкингом они пытаются увеличить доходы с помощью мобильного банкинга. Пока подавляющее большинство банков предоставляет клиентам лишь SMS -информирование. Но в следующем году не меньше 10 крупнейших российских банков обещают предоставить клиентам полноценный мобильный банкинг, который позволит проводить операции по счетам. Демократичный канал SMS -оповещение - это лишь один из каналов дистанционного банковского обслуживания. Хотя для российских банков предоставить клиентам возможность пользоваться их услугами в любое время и без посещения отделений и филиалов означает автоматическое увеличение количества операций по счетам и, следовательно, комиссионных. Когда пару лет назад российские банки начали создавать системы дистанционного обслуживания, в первую очередь они развивали интернет-банкинг и call -центры. Тогда лишь единицы задумывались о том, чтобы работать и над таким сервисом, как мобильная связь. Но в прошлом году количество банков, которые предлагают услуги SMS -информирования, стремительно выросло. По оценкам экспертов, сейчас этот канал используют практически все крупнейшие банки и даже средние. Директор департамента банковских технологий Популярность SMS -банкинга среди банкиров объясняется и относительной дешевизной и простотой настройки SMS -канала. Как рассказал «Бизнесу» Карл Сумманен, банковские системы должны научиться обрабатывать такие пакеты данных. Затраты банка на организацию подобного сервиса, по его оценке, составляют несколько тысяч долларов. Сложности, считает он, при создании SMS -банкинга возникают у российских банков потому, что в системах дистанционного обслуживания клиентов, которые они используют, изначально не предусмотрена возможность работы с мобильной связью. Заместитель председателя правления СДМ-банка Владимир Луценко соглашается, что больших проблем при организации SMS -канала не возникает. Банку достаточно обзавестись корпоративной SIM -картой и специальным модемом. На временном пороге Количество операций, доступных по SMS -каналу, зависит от технологической состоятельности того или иного банка. Еще совсем недавно с помощью SMS клиенты получали, как правило, только сообщения об остатке денежных средств на счете, о пополнениях счета и списании денежных сумм. Сейчас услуг намного больше. Например, Чтобы не заваливать телефоны клиентов SMS и не раздражать надоедливым сервисом, некоторые банки ввели в свои системы возможность установки временных порогов, в течение которых клиент не будет получать такие сообщения. Абонент, подписавшийся на SMS -банкинг, оплачивает оператору связи свои исходящие запросы и банку - отсылку им сообщений (это может быть фиксированный месячный тариф или определенная сумма за каждое сообщение). Например, в СДМ-банке SMS -сервис стоит $1 в месяц, в Шлюзы на пути мобильного банкинга Несмотря на невысокую стоимость, SMS -банкинг пока не слишком популярен среди российских абонентов. По словам начальника управления развития каналов самообслуживания Альфа-банка Дэвида Грунда, в среднем клиент банка отправляет три-пять запросов в месяц. По оценке Луценко, СДМ-банк рассылает десятки тысяч SMS в месяц, но на эту услугу подписано лишь 4–5% клиентов банка. В Росбанке «Бизнесу» отказались назвать количество клиентов, которые пользуются SMS -банкингом. Но сообщили, что количество пользователей системы « SMS -банк» в 2004 году увеличилось в три с половиной раза, а количество проведенных в системе операций - почти в семь раз по сравнению с 2003 годом. В МДМ-банке на SMS -банкинг подписано больше тысячи клиентов. Однако пока SMS -банкингом пользуется не слишком большое количество абонентов - прямые договоры с сотовыми операторами есть лишь у нескольких крупнейших банков. Как рассказал «Бизнесу» Луценко, модем, который использует для отправки сообщений большинство банков, тратит на отправку одной SMS около 10 секунд. Если услуга поставлена в банке на поток, модем не справляется в пиковые часы с количеством запросов. В этом случае банк может договориться с оператором о прямом подключении к его SMS -шлюзу. Но, как сообщили «Бизнесу» в МТС, по таким договорам с оператором работает пока только Сбербанк и МБРР. Причем последний был подключен к этой системе прежде всего потому, что входит, как и МТС, в холдинг «АФК-система». С «Мегафоном» в столичном регионе таким образом работают, по словам советника генерального директора ЗАО «Сонник-Дуо» Романа Проклова, несколько крупнейших банков. Но их названия в компании назвать отказались. |