Процедуры присоединения (слияния) акционерных банков в Российской Федерации: новые подходы законодателя
И.В. ИЛЬИН В настоящей статье публикуется продолжение анализа нововведений, связанных с вопросами реорганизации банков в форме присоединения. ИЗМЕНЕНИЯ (ДОПОЛНЕНИЯ), ВНЕСЕННЫЕ В ЗАКОН И КАСАЮЩИЕСЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ БАНКОВРешения, принимаемые органами управления при присоединенииАнализ изменений, внесенных в п. 2 ст. 17 Закона, позволяет выделить следующую последовательность действий органов управления банков, участвующих в присоединении. 1. Совет директоров каждого банка, участвующего в присоединении, выносит для решения общим собранием акционеров каждого такого банка вопрос о реорганизации в форме присоединения. Дополнительно Совет директоров присоединяющего банка (далее — Банк 1) выносит для решения общим собранием акционеров иные вопросы, если это предусмотрено договором о присоединении (отметим для себя, что на момент принятия Советами директоров решений о проведении общих собраний по вопросам реорганизации такого документа как «договор о присоединении» не существует). 2. Общее собрание акционеров присоединяющего банка принимает решение по вопросу о реорганизации в форме присоединения к нему присоединяемого банка (далее — Банк 2), включающее в себя утверждение договора о присоединении, а также принимает решения по иным вопросам (в том числе решение о внесении изменений и дополнений в Устав банка), если это предусмотрено договором о присоединении. По нашему мнению, повестка дня общего собрания акционеров присоединяющего банка с учетом требований, определенных Центральным банком Российской Федерации, может выглядеть следующим образом: 1) О реорганизации Банка 1 в форме присоединения к нему Банка 2; 2) Об утверждении договора о присоединении; 3) Об определении представителей Банка 1, уполномоченных на подписание договора о присоединении и передаточного акта Банка 2; 4) О назначении аудиторской организации для заключения договора о предоставлении аудиторского заключения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности Банка 1 и о соответствии законодательству Российской Федерации проводимых процедур, связанных с реорганизацией (указанное решение не является обязательным по смыслу п. 2.2 Положения Центрального банка Российской Федерации от 04.06.2003 № 230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения») (далее, если не оговорено особо, — Положение № 230-П); 5) Об увеличении уставного капитала Банка 1 (если в соответствии с Уставом Банка 1 принятие решения по этому вопросу не отнесено к компетенции Совета директоров Банка 1); 6) Об утверждении новой редакции Устава Банка 1 или изменений в Устав Банка 1; 7) Об утверждении Положения о филиале Банка 1, открываемом на основе Банка 2; 8) Об утверждении бизнес-плана Банка 1; 9) О назначении лица, уполномоченного подписывать ходатайство о государственной регистрации новой редакции Устава Банка 1 (изменений в Устав Банка 1) и другие документы, представляемые в Центральный банк Российской Федерации в связи с реорганизацией банков. По смыслу п. 2 ст. 17 Закона п. 1 и 2 повестки дня общего собрания акционеров присоединяющего банка можно объединить в один вопрос: «О реорганизации Банка 1 в форме присоединения к нему Банка 2». 3. Общее собрание акционеров присоединяемого банка принимает решение по вопросу о реорганизации в форме присоединения, включающее в себя утверждение договора о присоединении и передаточного акта. На основании норм Закона и требований, определенных Центральным банком Российской Федерации, можно сформулировать следующую повестку дня общего собрания акционеров присоединяемого банка: 1) О реорганизации Банка 2 в форме присоединения к Банку 1; 2) Об утверждении Договора о присоединении; 3) Об утверждении Передаточного акта Банка 2; 4) Об определении представителей Банка 2, уполномоченных на подписание Договора о присоединении и Передаточного акта Банка 2; 5) Об утверждении кандидатуры аудиторской организации для заключения с ней договора о предоставлении аудиторского заключения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности Банка 2 и о соответствии законодательству Российской Федерации проводимых процедур, связанных с реорганизацией Банка 2 (указанный вопрос выносится на решение общего собрания акционеров при необходимости); 6) Об одобрении проекта новой редакции Устава Банка 1 или изменений в Устав Банка 1; 7) Об одобрении проекта Положения о филиале Банка 1, открываемого на основе Банка 2. По нашему мнению, при подготовке к собранию следует учитывать следующее:
В части принятия решений на общих собраниях акционеров реорганизуемых банков следует также отметить, что законодателем более четко определен порядок принятия решений по вопросам утверждения договора о присоединении и передаточного акта присоединяемого банка. Из содержания норм старой редакции Закона, а именно п. 2 ст. 17, подп. 2 и 20 п. 1 ст. 48 и п. 4 ст. 49 Закона можно было сделать вывод о том, что решение по вопросу о реорганизации банка необходимо принимать большинством в три четверти голосов акционеров, принимающих участие в собрании, а решение по остальным вопросам (в том числе утверждение договора о присоединении и передаточного акта присоединяемого банка) — простым большинством. В новой редакции эта неопределенность устранена, и решение по вопросу о реорганизации в форме присоединения, включающее в себя утверждение договора о присоединении (в присоединяемом банке и утверждение передаточного акта) принимаются большинством в три четверти голосов акционеров, принимающих участие в собрании. |