Главная страница --> Банковское дело

Комиссия банков за перевод д .. | Центробанк заменит десятируб .. | Ипотека с обменом .. | Банки, разоблаченные МСФО .. | Привлечение банков к ответст .. |


Привлечение банков к ответственности за нарушение запрета на осуществление расходных операций по счетам налогоплательщиков

Методический журнал «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке» / Как показывает современная практика налогового контроля, налоговые органы при осуществлении своей деятельности очень часто прибегают к такому способу обеспечения исполнения обязанностей по уплате налога (пени, штрафа), как приостановление операций по счетам в банках организаций и предпринимателей. Кроме того, данная обеспечительная мера может использоваться налоговыми органами и в случае непредставления налогоплательщиком соответствующей налоговой декларации в течение 10 дней по истечении установленного срока ее представления. Проанализируем с учетом арбитражной практики применение ст. 134 НК РФ и подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. А.В. Брызгалин

В этой связи необходимо отметить, что при-остановление операций по счетам в банках является достаточно эффективным способом понуждения обязанных лиц к исполнению своих обязанностей, так как недобросовестный участник налоговых правоотношений фактически лишается возможности осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность и вынужден предпринимать все возможные меры для урегулирования конфликтной ситуации с налоговым органом. Однако главной особенностью данного способа является то обстоятельство, что решение налогового органа о приостановлении операций по счетам предписывается не налогоплательщику или налоговому агенту, а банку, в котором у организации или предпринимателя открыт соответствующий счет. Именно банк становится обязанным лицом в данной ситуации, и в случае неисполнения решения налогового органа он может быть привлечен к ответственности по ст. 134 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), а с 1 января 2007 года, при наступлении определенных негативных последствий, — и к имущественной ответственности по подп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Однако далеко не всегда претензии налоговых органов к банкам можно считать обоснованными, т.к. положения вышеуказанных статей НК РФ содержат ряд обязательных требований и условий, при наличии которых налоговые органы реально могут привлечь банк к соответствующему виду ответственности.

Основания для вынесения решения о приостановлении расходных операций по счетам в банке

Статья 76 НК РФ устанавливает два основания, при наличии которых налоговым органом возможно принятие решения о приостановлении операций по счетам в банке:

а) в целях обеспечения исполнения решения о взыскании налогов или сборов (п. 1 ст. 76 НК РФ);

б) в целях обеспечения представления налогоплательщиками налоговой декларации (абз. 2 п. 1, абз. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Необходимо также отметить, что в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ налоговый орган при определенных условиях может в порядке ст. 76 НК РФ принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения решения налогового органа по результатам налоговой проверки. Однако, несмотря на некоторую специфику в применении данной обеспечительной меры, представляется, что ее можно не рассматривать в качестве самостоятельного основания применения ст. 76 НК РФ, и с определенной степенью условности ее можно квалифицировать в качестве меры по обеспечению обязанностей налогоплательщика (налогового агента) по уплате налога (п. 1 ст. 76 НК РФ).

Данный перечень оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Никакие другие обстоятельства не могут признаваться правомерными основаниями для вынесения решения налоговым органом о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или иного обязанного лица. Учитывая приоритетное значение норм НК РФ в регулировании отношений в сфере налогообложения (ст. 1 НК РФ), какие-либо иные основания для приостановления операций по счетам в банке, в том числе установленные другими законодательными актами, не могут признаваться правомерными.

Так, еще до принятия и вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (далее — Закон о налоговом администрировании) судебно-арбитражная практика исходила из того, что исчерпывающий перечень оснований для приостановления операций по счету в банке установлен исключительно нормами НК РФ.

Так, арбитражным судом был рассмотрен спор о признании неправомерным решения налогового органа о приостановлении операций по счетам в связи с непредставлением предпринимателем в установленный срок документов, необходимых для проведения камеральной проверки. Данное решение было принято инспекцией на основании п. 6 ст. 7 Закона РФ от 31.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах РФ». Согласно указанной норме (в редакции, действовавшей до 1 января 2007 года) налоговому органу предоставлялось право приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

Однако, как указал суд, признавая решение налоговой инспекции незаконным, согласно подп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банке в порядке, предусмотренном НК РФ. Основания для принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков уполномоченным должностным лицом налогового органа и порядок его принятия установлены ст. 76 НК РФ, которая не предусматривает право налогового органа приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке в случае неисполнения требования о представлении документов, необходимых для проведения камеральной проверки. Следовательно, указал суд, Закон РФ от 31.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах РФ», расширяющий перечень оснований для принятия решения о приостановлении операций по расчетному счету, в силу п. 1 ст. 31 НК РФ и ст. 7 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой НК РФ» в рассматриваемых отношениях применению не подлежит (Постановление ФАС ЗСО от 24.11.2005 № Ф04- 8470/2005(17256-А46-19)).



Похожие по содержанию материалы:
Учет операций по увеличению уставного капитала банка ..
Заемщики просят защиты ..
Комиссия банков за перевод денег в другой Банк ..
Центробанк заменит десятирублевые купюрына монеты ..
Ипотека с обменом ..
Банки, разоблаченные МСФО ..
Привлечение банков к ответственности за нарушение запрета на осуществление расходных операций по сче ..
Банки переводят средства за рубеж ..
Процедуры присоединения (слияния) акционерных банков в Российской Федерации: новые подходы законодат ..
Кризис не помеха ..
Расчеты между банком и его клиентом как особая форма безналичных расчетов ..


Похожие документы из сходных разделов


Привлечение банков к ответственности за нарушение запрета на осуществление расходных операций по счетам налогоплательщиков

Необходимо отметить, что законодатель учел позиции судебной практики, в связи с чем с 1 января 2007 года в п. 6 ст. 7 Закона РФ от 31.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах РФ» были внесены изменения, согласно которым налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках в порядке, предусмотренном НК РФ.

В другом с .. читать далее


Привлечение банков к ответственности за нарушение запрета на осуществление расходных операций по счетам налогоплательщиков
Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента

Как было указано выше, согласно абз. 1 п. 2, абз. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации принимается руководителем налогового органа (его заместителем), направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае .. читать далее


Привлечение банков к ответственности за нарушение запрета на осуществление расходных операций по счетам налогоплательщиков

Как указал суд, банк может быть привлечен к ответственности только при наличии доказательств получения им решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и неисполнении этого решения. Тем не менее судом было установлено, что из представленной инспекцией в суде первой инстанции копии решения налогового органа невозможно установить, кому вручена указанная копия. С .. читать далее