Bank of America стал самым дорогим банком мира, обогнав по капитализации CitigroupНа мировом банковском рынке сменился лидер: Bank of America (BoA) обогнал Citigroup по рыночной капитализации — вчера он стоил $243,7 млрд. Инвесторам нравится его стратегия с упором на розничных клиентов. А Citigroup, развивая глобальный бизнес, попал под перекрестный огонь регуляторов разных стран. Самым дорогим банком мира последние годы оставался Citigroup. Но во вторник его акции подешевели на 0,7% (капитализация — $243,5 млрд), а акции BoA на столько же подорожали, и его капитализация составила $243,7 млрд. В списке самых дорогих компаний мира они занимают 4—5-е места. Преследователи далеко отстали: британский HSBC стоит $210,8 млрд, американский J. P. Morgan Chase — $160,3 млрд, японский Mitsubishi UFJ Financial — $123,4 млрд. Вчера днем акции обоих банков выросли на 0,6% — BoA сохранил лидерство. А ведь пять лет назад Citigroup был в 2,5 раза дороже BoA. С тех пор акции Citi снизились на 1,5%, а BoA — выросли на 147%. Уступив BoA в стоимости, Citigroup останется впереди по ключевым банковским показателям. По данным журнала The Banker, по итогам 2005 г. он по размеру капитала занимает 1-е место в мире ($79,4 млрд), а по активам — 5-е в мире и 1-е в США ($1,49 трлн). Крупнейший в мире по активам — британский Barclays Bank с $1,59 трлн. BoA занимает в мире 3-е место по капиталу ($74,03 млрд) и 9-е по активам ($1,29 трлн). В США BoA по обоим показателям занимает 2-е место после Citi, но его бизнес растет гораздо быстрее: в прошлом году его капитал вырос на 15,2%, а активы — на 16,3% против 6,7% и 0,7% у конкурента. Во II квартале 2006 г. BoA впервые заработал прибыли больше, чем Citigroup, — $5,48 млрд против $5,27 млрд. BoA сделал ставку на работу с американским потребителем. Проведя более 70 поглощений, включая покупку в 2003 г. за $47,8 млрд седьмого по величине банка США FleetBoston Financial, он стал первым банком с розничной сетью «от побережья до побережья». Около 10% депозитов в стране приходятся на BoA, а доля Citi — 3,2%. Citigroup ориентировался на построение глобального финансового супермаркета. Его позиции в инвестбанковском секторе гораздо сильнее, чем у BoA, а присутствие в 105 странах не может не нравиться инвесторам. Однако ритейл у себя на родине Citigroup отдал конкурентам. По размеру розничной сети (900 отделений) Citigroup занимает лишь 13-е место; у BoA и J. P. Morgan Chase более чем по 2600 отделений. Не нравится инвесторам и то, что у Citigroup расходы (в основном в инвестбанковском подразделении) растут быстрее доходов. В июле саудовский принц Альвалид бен Талаль, владеющий 4,3% акций, призвал «принять драконовские меры для сокращения издержек». Инвесторы все чаще задают вопрос, не стоит ли Citigroup разделиться на несколько менее крупных, но более ориентированных на конкретный бизнес компаний, отмечает Питер Ковалски, управляющий портфелем в Alpine Mutual Funds. «Возможно, Citi создал монстра столь огромного, что его слишком сложно укротить», — говорит он. Рост капитализации сдерживали также постоянные проблемы Citigroup с регулирующими органами — в США, Европе, Японии. За нарушения Citigroup заплатил более $5 млрд штрафов, включая $400 млн по делу о конфликте интересов между аналитическим и инвестбанковским подразделениями, и $2,6 млрд, чтобы урегулировать претензии инвесторов обанкротившейся WorldCom. В марте 2005 г. Федеральная резервная система США на год запретила банку крупные поглощения. BoA между тем продолжал делать покупки и в 2005 г. приобрел за $34 млрд одного из лидеров рынка кредитных карт США — MBNA. Смены лидеров случаются и в других секторах, если лидер теряет хватку и чувство рынка. В декабре 2005 г. PepsiCo впервые более чем за 100 лет обогнала Coca-Cola. За 10 лет до этого Coca-Cola превосходила конкурента более чем вдвое, но в последние годы Pepsi оказалась удачливее, вовремя заметив рост спроса на «здоровые напитки» и разнообразив ассортимент. Pepsi удерживала лидерство более полугода, но и Coca-Cola не дремала: усилия по продвижению на развивающиеся и ряд развитых рынков дали отдачу в виде роста объема продаж газировки в III квартале на 5%. Это самые высокие темпы роста с 2000 г. И сейчас Coca снова лидер: ее капитализация во вторник составила $109,4 млрд против $101,5 млрд у Pepsi. |