Главная страница --> Аудит

Выплачиваем больничные в 200 .. | Взаимозависимость - не порок .. | Единая декларация по НДС: ру .. | Расчеты с подразделениями .. | Для тех, кто одевается "по ф .. |


Некоторые вопросы учетной политики 2006. Раздельный учет для целей НДС

Антишина М.И., ведущий юрист Консалтинговой группы «Экон-Профи»

Перед тем как составлять учетную политику на новый год попробуйте задать себе вопрос – а зачем, собственно, нужна учетная политика? С какой целью законодатель обязал все организации формировать учетную политику [1]?

Учетная политика – это принципы, отражающие специфику ведения бухгалтерского учета и налогообложения конкретной организации, закрепленные в документе, в котором организация должна отразить характерные для нее особенности оформления операций, учета, исчисления и уплаты налогов, естественно не выходя за рамки закона. Исходя из этого, главное предназначение учетной политики – установить наиболее выгодные для организации способы и методы ведения бухгалтерского учета и налогообложения, в отношении которых закон предусматривает альтернативу выбора, либо которые не регламентированы законом.

Продуманная учетная политика позволяет сэкономить на налоговых платежах, оптимизировать документооборот, в некоторых ситуациях даже снять претензии со стороны проверяющих органов. Но это только в случае если учетная политика сформирована с учетом структуры и специфики деятельности организации. Если же учетная политика организации списана с первого попавшегося сайта юридических документов, то она не только не поможет организации, но и вполне может привести к негативным последствиям, таким как споры с налоговыми органами, штрафы, пени и доначисление сумм налогов.

Наиболее показательным примером негативных последствий, к которым могут привести непродуманное составление учетной политики, являются претензии налоговых органов, связанные с вопросами раздельного учета НДС.

Как известно, глава 21 НК РФ обязывает налогоплательщиков, осуществляющих операции, подпадающие под налогообложение, и операции, освобожденные от налогообложения, вести раздельный учет таких операций с целью определения сумм НДС, подлежащих и не подлежащих включению в состав налоговых вычетов. При этом в НК РФ порядок ведения раздельного учета описан достаточно поверхностно. В связи с чем организации следует самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике методику распределения сумм НДС. Здесь вполне закономерен вопрос – а что если порядок ведения раздельного учета в учетной политике не утвержден?

Отсутствие закрепленной в учетной политике методики распределения сумм НДС сразу же привлекает внимание налогового органа. Можно с уверенностью говорить о том что, не обнаружив порядка ведения раздельного учета, закрепленного в учетной политике организации, осуществляющей операции освобожденные и не освобожденные от налогообложения, налоговая инспекция попытается признать принятие к вычету соответствующих сумм НДС неправомерным, потребовать уплатить «недоплаченную» сумму налога, а также начислить суммы пеней и штрафов. В этом случае налогоплательщику придется идти в суд и доказывать, что раздельный учет все-таки ведется и применяемая в организации методика ведения учета «входного» НДС обеспечивает правильность исчисления части налога, подлежащего вычету.

К примеру, подобный спор был рассмотрен Федеральным арбитражном судом Северо-Западного округа (постановление от 26 сентября 2005 г. № А56-43578/2004).

Налоговый орган, ссылаясь на то, что в приказе об учетной политике организации не определен способ и метод ведения раздельного учета по товарам, облагаемым и необлагаемым НДС, установленный п. 4 ст. 170 НК РФ, указал, что организация неправомерно предъявила к вычету суммы НДС по приобретенным товарам. В ходе судебного разбирательства суд выявил, что в организацией велись журналы-ордера отдельно по операциям, освобожденным и не освобожденным от НДС. Исходя из информации, содержащихся в указанных журналах, а также из сопоставления данных регистров бухгалтерского учета и налоговых деклараций по НДС (обороты по счету 60 «Расчеты с поставщиками» и по счету 19 «НДС по приобретенным ценностям») судом был сделан вывод, что раздельный учет в организации все же велся, при этом не происходило неправильного исчисления суммы налога, принимаемой к вычету, в связи с чем требования налогового органа не правомерны.

Как показывает судебная практика, для доказательства правильности ведения раздельного учета суды требуют от налогоплательщиков предоставления расчетных таблиц и бухгалтерских справок, подтверждающих распределение сумм НДС, с приложением счетов – фактур, книг покупок и продаж, оборотно – сальдовых ведомостей, выписок из плана счетов, платежных поручений и других документов, на основании которых налогоплательщиком производились расчеты. Отказ налогоплательщика предоставить в суд бухгалтерские документы для доказательства правомерности принятия к вычету сумм НДС приводит к вынесению судебного решения в пользу налогового органа (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 августа 2005 г. № КА-А40/7056-05).

Согласитесь, довольно неприятная процедура, гораздо легче разработать и закрепить в учетной политике порядок ведения раздельного учета, который не вызовет нареканий со стороны налоговых органов.

Главное требование, предъявляемое судами к способу ведения налогоплательщиками раздельного учета – это обеспечение правильного исчисления налога, уменьшающего поступления налогов в бюджет (постановление Федерального арбитражного суда Северо - Западного округа от 26 сентября 2005 г. № А56-43578/2004, Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 октября 2005 г. № КА-А40/9683-05-П). При этом, как указано в письме Минфина России от 15 августа 2003 г. № 04-03-11/65 «О налоге на добавленную стоимость» при определении пропорции согласно положениям п. 4 ст. 170 НК РФ необходимо основываться на сопоставимых показателях, характеризующих виды деятельности налогоплательщика. Такими показателями могут быть доходы по каждому виду деятельности или стоимость реализуемого имущества (работ, услуг).

Более подробно о том, каким образом следует определять в учетной политике методику ведения раздельного учета, а также о требованиях налоговых органов к формированию учетной политики будет рассказано на семинаре Учебного центра «Экон-Профи».


[1] В соответствии с п. 3 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» положения о формировании учетной политики распространяются на организации всех организационно-правовых форм.


источник: Клерк.Ру


Похожие по содержанию материалы:
Оплата через банк без открытия счета ..
Выплачиваем больничные в 2003 году ..
Взаимозависимость - не порок ..
Единая декларация по НДС: руководство по применению ..
Расчеты с подразделениями ..
Для тех, кто одевается "по форме" ..
Срок полезного использования "мобильника" ..
Минфин не хочет отвечать за свои слова ..
Земельный налог можно платить по дням ..
Учет дисконтных карт ..


Похожие документы из сходных разделов


Налог на прибыль в 2002 году:порядок налогового учета
ToT /

Налог на прибыль в 2002 году:порядок налогового учета

Сайт Российских Налогоплательщиков

К.А. Крыганов, Ю.А. Пудров, А.В. Орлов
Аналитический департамент
ОАО "ОбЪединенные Консультанты "ФДП"

1 января 2002 года вступает в силу новая глава Налогового кодекса Российской Федерации - глава 25 .. читать далее


Расчеты с подразделениями

Для учета расчетов с обособленными подразделениями, выделенными на отдельный баланс, используют счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты". Мы расскажем, как, используя этот счет, отразить передачу имущества подразделению и текущие расчеты с ним, а также отметим, какие налоги должен исчислить и перечислить бухгалтер подразделения, у которого есть свой расчетный счет.

.. читать далее


Спорные моменты «пониженного» ЕСН
Журнал «Главбух» /

Статья 241 Налогового кодекса РФ устанавливает ставку ЕСН в 20 процентов для сельхозтоваропроизводителей. Но при этом не расшифровывает: какие именно организации имеют право на льготу, какая продукция относится к сельскохозяйственной, что делать, если предприятие теряет право применять пониженные ставки в середине года .. читать далее