Упрощенная система: проблемы настоящего и перспективы будущегоМатериал подготовила С.В. Князева, эксперт «УНП» На сегодняшний день упрощенная система налогообложения содержит очень много неясностей. Именно их этим летом и попытались устранить законодатели, издав Федеральный закон от 21.07.05 № 101-ФЗ. Что ожидает в следующем году «упрощенцев», рассказал на своем семинаре заместитель начальника отдела специальных налоговых режимов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Юрий Подпорин. «Федеральный закон от 21.07.05 № 101-ФЗ внес изменения практически в каждую статью главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. Сразу скажу, что изменения значительны. И хотя действовать они начинают с 1 января 2006 года, приступить к их изучению нужно уже сейчас» - с таких слов начал свой семинар Юрий Подпорин. Нюансы перехода Одной из самых важных поправок является увеличение предельного размера доходов для перехода на упрощенную систему. Предел поднят с 11 млн до 15 млн рублей. Эта сумма подлежит ежегодной индексации на индекс-дефлятор. Его каждый год будет утверждать Правительство РФ. Так что каждый год этот предельный показатель будет автоматически увеличиваться. Но Юрий Васильевич предупредил, что воспользоваться новым предельным размером доходов можно будет только тем организациям и предпринимателям, кто соберется переходить на спецрежим с 1 января 2007 года. «Наше ведомство выпустило по этому поводу письмо от 26.09.05 № 03-11-02/44». Что касается других ограничений для перехода на упрощенную систему, то все они действуют только в отношении организаций. Индивидуальные предприниматели должны выполнить только одно требование: среднесписочная численность наемных работников не должна превышать 100 человек. С 1 января 2005 года средняя численность работников определяется в соответствии с постановлением Росстата от 03.11.04 № 50. Кто может применять В статье 346.12 НК РФ приведен перечень тех организаций и предпринимателей, которые не могут применять упрощенную систему. Федеральный закон № 101-ФЗ внес в него свои коррективы. Так, подпункт 14 пункта 1 статьи 346.12 НК РФ (в действующей редакции) запрещает применять «упрощенку» организациям, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов. «В течение всего периода действия упрощенной системы налогообложения постоянно возникали вопросы о том, что следует понимать под словом «участие»? Участие в уставном капитале фирмы или же любое иное участие, например при создании некоммерческих организаций?» - отметил Юрий Подпорин. Специалисты налоговых органов давали разъяснения, что это ограничение следует распространять и на некоммерческие организации. Однако по этому вопросу Конституционный суд РФ в определении от 18.01.05 № 8-О указал, что некоммерческие организации имеют такое же право на применение упрощенной системы. И на них не распространяется запрет о 25 процентах участия других организаций. С 1 января 2006 года некоммерческие организации любых форм могут применять этот спецрежим. Обратная ситуация сложилась с бюджетными организациями. До выхода Федерального закона № 101-ФЗ считалось, что бюджетные организации могут применять этот спецрежим. Поскольку учредителями у них являются территориальные образования разного уровня. Но со следующего года бюджетные организации не смогут применять «упрощенку». НДС восстанавливать надо «Теперь при переходе на упрощенную систему вы должны восстановить и перечислить в бюджет НДС, зачтенный ранее по основным средствам и остаткам товарно-материальных запасов. Такой порядок предусмотрен подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ, введенным в действие с 1 января 2006 года». Правда, сразу же Юрий Подпорин отметил, что восстановленные суммы НДС можно будет учесть в составе расходов по подпункту 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Этот вопрос до недавнего времени вызывал массу споров. Налоговые органы и Минфин России говорили, что восстанавливать налог нужно в обязательном порядке. Арбитражные суды, напротив, занимали сторону налогоплательщиков. Аргументация последних была проста: ни глава 21, ни глава 26.2 НК РФ не содержат норм, обязывающих восстанавливать налог. С нового года в этом споре поставлена точка. Законодатели четко прописали в Налоговом кодексе, что налог с остаточной стоимости основных средств и товарно-материальных запасов при переходе на «упрощенку» подлежит восстановлению. Взносы в ПФР Несмотря на то что организации и предприниматели, применяющие «упрощенку», освобождены от уплаты ЕСН, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет взносов в ПФР за ними сохраняется. Это сказано в статье 346.11 НК РФ. Базой для расчета взносов является налоговая база по ЕСН. «В связи с этим есть такая точка зрения, что пункт 3 статьи 236 НК РФ должен действовать и в упрощенной системе налогообложения. Напомню, что по этой норме кодекса не учитываются при расчете ЕСН выплаты работникам, которые не уменьшают налог на прибыль. Однако официальная позиция Минфина России и налоговых органов сводится к тому, что пункт 3 статьи 236 НК РФ не распространяется на организации, применяющие «упрощенку». Поэтому с любых выплат сотрудникам должны быть начислены и перечислены взносы в ПФР. Исключения составляют только выплаты, перечисленные в статье 238 НК РФ». Меняем объект На сегодняшний день в упрощенной системе нельзя поменять объект налогообложения. Но со следующего года налогоплательщикам дано право изменить первоначально выбранный объект налогообложения. Правда, только спустя три года с начала применения «упрощенки». Те организации и предприниматели, кто работает на «упрощенке» с 1 января 2003 года с объектом налогообложения «доходы», могут изменить его уже с 1 января 2006 года. Для этого нужно подать заявление в налоговую инспекцию до 20 декабря 2005 года. |