Главная страница -->
Аудит
Учет сезонных автошинВо многих регионах России необходимость замены шин на автомобилях связана со сменой времени года. Как организациям грамотно отразить в бухгалтерском и налоговом учете соответствующие расходы и какими документами руководствоваться? Приобретаем шины Вопрос о замене шин в связи с сезонными изменениями погоды возникает, как правило, после приобретения автомобиля. Учесть комплект шин в составе основного средства нельзя, так как стоимость основных средств, по которой они приняты к учету, не подлежит изменению, за исключением случаев достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств. В то же время приобретенные шины не могут быть отдельным инвентарным объектом, так как являются составной частью автомобиля, не могут использоваться без него и ОКОФ не содержит такого объекта, как автомобильные шины. Следовательно, их нужно относить к запасным частям. Кроме того, План счетов бухгалтерского учета предусматривает открытие к счету 10 «Материалы» субсчета 10-5 «Запасные части», на котором учитывается наличие и движение автомобильных шин в запасе и обороте.На каждую шину, установленную на автомобиль, заводится карточка учета, где указывается дата ввода в эксплуатацию, ежемесячный пробег, повреждения и износ. Ее форма приведена в приложении № 12 к Правилам эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, утв. Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9р. Данные Правила являются основным документом, регламентирующим обслуживание и эксплуатацию шин на территории РФ.
Бухгалтерский учет замены шин Автомобильные шины имеют определенный ресурс пробега. Нормативный пробег шин определяется Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утв. Минтрансом РФ от 04.04.2002, предназначенными для работников автотранспортных предприятий и других организаций, эксплуатирующих автотранспортные средства на территории РФ. Однако документы Минтранса РФ не входят в законодательную систему по бухгалтерскому учету и налогообложению, поэтому организации вправе самостоятельно установить нормы эксплуатационного пробега шин исходя из технических характеристик и сведений от изготовителей.По мнению автора, целесообразнее пользоваться нормами Минтранса РФ, так как они разработаны специалистами на основе научных исследований, да и налоговые органы при проверках, как правило, ссылаются на нормативные документы министерств и ведомств. При достижении нормы эксплуатационного пробега шины подлежат замене и снятию с учета. Однако снятие летних шин с автомобиля в начале зимы не влечет вывод их из эксплуатации и сдачу в утиль, если они по техническому состоянию пригодны к дальнейшему использованию. Другими словами, смена сезонных шин не свидетельствует о полном износе и выбытии. Замена летних шин на зимние и наоборот является необходимым условием для поддержания эксплуатационных свойств автомобиля, и назвать это ремонтом нельзя, так как не происходит выбытия изношенных шин. Поэтому данную операцию можно рассматривать как связанную с содержанием автомобиля. Возникает вопрос: каким образом ее учесть? Каких-либо специальных положений, касающихся порядка списания стоимости сезонных шин, в нормативных документах по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов не содержится. Возможно несколько вариантов учета. Вариант первый. По общему правилу по мере отпуска материалов со склада они списываются со счетов учета материальных ценностей на счета учета затрат на производство. Все условия для признания стоимости шин в расходах, предусмотренные п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н, выполняются в момент установки шин на автомобиль. В бухгалтерском учете стоимость шин, изначально учтенных в составе материалов, списывается на расход единовременно в момент установки и в дальнейшем не подлежит корректировке при смене сезона исходя из фактического времени их эксплуатации до достижения ресурса пробега. Например, организация в декабре приобрела и установила на автомобиль комплект зимних шин стоимостью 14 160 руб., в том числе НДС – 2160 руб. В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи: Дебет 10-5 Кредит 60 – 12 000 – оприходованы зимние шины; Дебет 19 Кредит 60 – 2 160 – отражен НДС по новым шинам; Дебет 68 Кредит 19 – 2 160 – НДС принят к вычету; Дебет 60 Кредит 51 – 14 160 – произведена оплата поставщику; Дебет 20, 26, 44 Кредит 10–5 – 12 000 – списана стоимость шин при установке на автомобиль. В данной ситуации возврат летних шин на склад в бухгалтерском учете не отражается, а фиксируется в карточках учета до момента их снятия с эксплуатации. Второй вариант базируется на существующих Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н. Ими определено, что при возврате подразделениями на склад неиспользованных материалов, списанных в производство, их стоимость необходимо отнести на уменьшение соответствующих затрат. То есть при возврате на склад зимних шин по окончании сезона на их стоимость надо будет уменьшить расходы организации. Снятые шины можно оценить по сложившейся на дату возврата стоимости исходя из цены их возможного использования с учетом данных о фактическом пробеге. |