Торговля: налоговый учет прямых расходовСреднюю стоимость определяют так: Средняя стоимость единицы товаров = (Стоимость остатка товаров на дату списания + Стоимость поступивших товаров) _______________________________________________________________________________(Количество товаров, оставшихся на дату списания + Количество поступивших товаров) Общую себестоимость товаров, которая должна быть списана, определяют так: Стоимость товаров, подлежащая списанию = Средняя стоимость единицы товаров Х Количество проданных товаров Пример По состоянию на 1 января на складе торговой фирмы ЗАО «Актив» числится 80 шкафов «Березка» общей стоимостью 240 000 руб. В январе ЗАО «Актив» купило две партии шкафов «Березка». Первую партию (50 штук) приобрели 4 января. Общая стоимость шкафов – 155 000 руб. (без НДС). Вторую (20 штук) – 15 января. Общая стоимость шкафов – 64 000 руб. (без НДС). 28 января продали 130 шкафов. Средняя стоимость одного шкафа составит: (240 000 руб. + 155 000 руб. + 64 000 руб.) : (80 шт. + 50 шт. + + 20 шт.) = 3060 руб. Стоимость проданных шкафов будет равна: 3060 руб. Х 130 шт. = 397 800 руб. Эту сумму включают в состав прямых расходов «Актива». Списание товаров методами ФИФО и ЛИФО По методу ФИФО товары, поступившие раньше других, списывают первыми. Например, если товары были куплены партиями, то сначала списывают первую партию, затем вторую и т. д. Если товаров в первой партии недостаточно, то списывают часть товаров из второй. По методу ЛИФО, наоборот, товары, поступившие первыми, списывают последними. Если товары были куплены партиями, то сначала списывают последнюю партию товаров, затем предпоследнюю и т. д. Если товаров в последней партии недостаточно, то списывают часть товаров из предыдущей. Обратите внимание: инспекторы рекомендуют определять стоимость товаров, которая должна быть списана, после каждой продажи. Пример В отчетном году торговая фирма ЗАО «Актив» купила для перепродажи шкафы «Березка». Шкафы покупали тремя партиями по 100 штук в каждой. Первую партию приобрели 1 января по цене 300 000 руб. (без НДС). Вторую – 8 января по цене 310 000 руб. (без НДС). Третью – 19 января по цене 320 000 руб. (без НДС). 25 января продали 250 шкафов. Ситуация 1 При списании товаров «Актив» использует метод ФИФО. Бухгалтеру «Актива» необходимо списать: 100 шкафов из первой партии стоимостью 300 000 руб.; 100 шкафов из второй партии стоимостью 310 000 руб.; 50 шкафов из третьей партии стоимостью 160 000 руб. (320 000 руб. Х 50 шт. : 100 шт.). Общая стоимость проданных шкафов, которую нужно списать, составит: 300 000 + 310 000 + 160 000 = 770 000 руб. Эту сумму включают в состав прямых расходов «Актива». Ситуация 2 При списании товаров «Актив» использует метод ЛИФО. В этой ситуации бухгалтеру «Актива» необходимо списать: 100 шкафов из третьей партии стоимостью 320 000 руб.; 100 шкафов из второй партии стоимостью 310 000 руб.; 50 шкафов из первой партии стоимостью 150 000 руб. (300 000 руб. Х 50 шт. : 100 шт.). Общая стоимость шкафов, подлежащая списанию, составит: 320 000 + 310 000 + 150 000 = 780 000 руб. Эту сумму включают в состав прямых расходов «Актива». Транспортные расходы В бухгалтерском учете расходы по доставке товаров до склада вашей фирмы можно учитывать двумя способами:
В налоговом учете расходы на доставку товаров до склада вашей компании (транспортные расходы) включают в их стоимость, если эти расходы включены в цену приобретения товаров по условиям договора. В противном случае транспортные расходы отражают в налоговом учете в составе прочих расходов. Пример ЗАО «Актив» приобрело компьютеры у ООО «Пассив» для перепродажи. Стоимость компьютеров – 2 360 000 руб. (в том числе НДС – 360 000 руб.). «Пассив» доставил товар до склада «Актива». Ситуация 1 «Пассив» включил стоимость услуг по доставке товаров в их продажную стоимость. В этой ситуации фактическая себестоимость товаров в бухгалтерском и налоговом учете «Актива» составит 2 000 000 руб. (2 360 000 – 360 000). Ситуация 2 Затраты по доставке товаров не включены в их цену, и «Актив» их оплачивает отдельно (на основании счета, выставленного «Пассивом»). Стоимость доставки – 35 400 руб. (в том числе НДС – 5400 руб.). В этой ситуации первоначальная стоимость товаров составит:
Чтобы избежать лишней работы и одновременно выполнить требования и бухгалтерского, и налогового учета, целесообразно все транспортно-заготовительные расходы по приобретению товаров отражать в бухгалтерском учете на счете 44 «Расходы на продажу» (за исключением транспортных расходов, включенных в цену товаров по условиям договора; такие расходы нужно учесть непосредственно на счете 41 «Товары»). Порядок учета транспортных расходов вы должны зафиксировать в налоговой и бухгалтерской учетной политике фирмы. Налогооблагаемую прибыль уменьшает только та часть транспортных расходов, которая относится к реализованному товару. Значит, в налоговом учете затраты по доставке товаров до склада вашей фирмы нужно распределить между реализованными и нереализованными товарами. |