Главная страница -->
Аудит
Реализация товаров со скидкамиСергеева С.Н. Нередко торговые организации с целью ускорения реализации товаров применяют механизм скидок, т.е. снижают цены на реализуемые товары. Снижение установленной цены товара не противоречит нормам Гражданского кодекса РФ. Так, согласно пункту 1 статьи 421 граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Пунктом 4 указанной статьи установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Скидки могут быть вызваны:
Кроме того, в настоящее время широкое распространение получили скидки предъявителям дисконтных карт, накопительные скидки (скидки, предоставляемые после покупки товаров на определенную сумму), бонусные скидки (когда несколько товаров реализуются по цене одного). Основываясь на нормах действующего законодательства, сформулируем основные правила признания скидок для целей бухгалтерского учета и налогообложения:
Учитывая вышеизложенное, рассмотрим порядок бухгалтерского учета скидок, предоставляемых организациями оптовой и розничной торговли. Скидки, предоставляемые организациями оптовой торговли Порядок бухгалтерского учета скидок, предоставляемых организациями оптовой торговли, зависит от момента их предоставления и условий договора между продавцом и покупателем. Возможны три варианта. Вариант 1. Скидка предоставляется в момент отгрузки товара (например, при приобретении покупателем товара в количестве, необходимом для предоставления скидки). В этом случае на основании пункта 6.5 ПБУ 9/99 продавец отражает в бухгалтерском учете выручку от реализации с учетом предоставляемой скидки: дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кредит счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» — на сумму цены реализации товара с учетом скидки; дебет счета 90, субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость» кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» — на сумму налога на добавленную стоимость исходя из цены реализации с учетом скидки. Пример 1. Согласно распоряжению руководителя торговой организации при приобретении покупателем товара А в количестве 100 шт. и более ему предоставляется скидка в размере 10 процентов от стоимости товара с учетом налога на добавленную стоимость. Обычная цена реализации товара А — 1 500 руб. (в том числе налог на добавленную стоимость — 250 руб.). Покупатель приобретает 120 шт. товара А. Стоимость приобретения товара А, по которой он числится в учете организации, составляет 1 000 руб. за 1 шт. Цена реализации такой партии товара с учетом скидки составляет: 1 500 руб. х 120 шт. — 1 500 руб. х 120 шт. х 10% = 180 000 руб. — 18 000 руб. = 162 000 руб. |