Нередко торговые организации с целью ускорения реализациитоваров применяют механизм скидок, т.е. снижают цены на реализуемыетовары.
Снижение установленной цены товара не противоречит нормам Гражданского кодекса РФ. Так, согласно пункту 1 статьи 421 граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Пунктом 4 указанной статьи установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Скидки могут быть вызваны:
сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализациитоваров;
маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
Кроме того, в настоящее время широкое распространение получили скидки предъявителям дисконтных карт, накопительные скидки (скидки, предоставляемые после покупки товаров на определенную сумму), бонусные скидки (когда несколько товаров реализуются по цене одного).
Основываясь на нормах действующего законодательства, сформулируем основные правила признания скидок для целей бухгалтерского учета и налогообложения:
Предоставление скидки должно быть документально оформлено. Требование о документальном оформлении любой проводимой организацией хозяйственной операции содержится в пункте 1 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете. Решение об установлении (предоставлении) скидок должно быть зафиксировано руководителем организации в соответствующем приказе (распоряжении). В нем должны быть указаны: ассортимент товара, в отношении которого устанавливаются скидки; размеры предоставляемых скидок; условия их предоставления; сроки проведения акции и т.д. С целью избежания разногласий с налоговыми органами целесообразно привести экономическое обоснование предоставляемых скидок.
В соответствии с пунктом 6.5 ПБУ 9/99 в бухгалтерском учете выручка определяется с учетом всех скидок, предоставленных организацией. Соответственно и в Отчете о прибылях и убытках (форма № 2) выручка от продажи товаров показывается по строке 010 «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» с учетом скидок. Указанная норма ПБУ 9/99 позволяет при определении величины выручки учитывать скидки, предоставляемые не только в момент отгрузки товаров, но и после нее посредством проведения соответствующих корректировок.
Применение скидок означает уменьшение цены реализации, которое зачастую может превышать 20 процентов от обычной цены реализуемого товара. В связи с этим возникает вопрос о необходимости пересчета налоговой базы исходя из обычной цены реализации. Напомним, что согласно пункту 3 статьи 40 НК РФ в случаях, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги. Однако этим же пунктом статьи 40 НК РФ установлено, что рыночная цена товара определяется с учетом скидок, обычных при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами.
Учитывая вышеизложенное, рассмотрим порядок бухгалтерского учета скидок, предоставляемых организациями оптовой и розничной торговли.
Скидки, предоставляемые организациями оптовой торговли
Порядок бухгалтерского учета скидок, предоставляемых организациями оптовой торговли, зависит от момента их предоставления и условий договора между продавцом и покупателем. Возможны три варианта.
Вариант 1. Скидка предоставляется в момент отгрузки товара (например, при приобретении покупателем товара в количестве, необходимом для предоставления скидки). В этом случае на основании пункта 6.5 ПБУ 9/99 продавец отражает в бухгалтерском учете выручку от реализации с учетом предоставляемой скидки:
дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кредит счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» — на сумму цены реализации товара с учетом скидки;
дебет счета 90, субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость» кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» — на сумму налога на добавленную стоимость исходя из цены реализации с учетом скидки.
Пример 1. Согласно распоряжению руководителя торговой организации при приобретении покупателем товара А в количестве 100 шт. и более ему предоставляется скидка в размере 10 процентов от стоимости товара с учетом налога на добавленную стоимость. Обычная цена реализации товара А — 1 500 руб. (в том числе налог на добавленную стоимость — 250 руб.). Покупатель приобретает 120 шт. товара А. Стоимость приобретения товара А, по которой он числится в учете организации, составляет 1 000 руб. за 1 шт. Цена реализации такой партии товара с учетом скидки составляет:
1 500 руб. х 120 шт. — 1 500 руб. х 120 шт. х 10% = 180 000 руб. — 18 000 руб. = 162 000 руб.
В учете торговой организации будут оформлены проводки:
дебет счета 62 кредит счета 90, субсчет 1 «Выручка» — на сумму цены реализации товара А с учетом скидки — 162 000 руб.;
дебет счета 90, субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость» кредит счета 68 — на сумму налога на добавленную стоимость — 27 000 руб. (162 000 руб. : 120 Ѕ 20);
дебет счета 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж» кредит счета 42 — сторно на сумму торговой наценки, относящейся к реализованным товарам, — 24 000 руб. (120 000 руб. : 1000 шт. Ѕ 200 шт.);
дебет счета 90, субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» кредит счета 99 — на сумму прибыли от реализации товара без скидки — 6 667 руб. (84 000 руб. — 4 000 руб. — 13 ..