Двуликая кредиторкаЕ. Цивилева, эксперт бератора «Современная налоговая энциклопедия» «Сначала – деньги, потом – стулья». Первое, что приходит на ум, когда слышишь эту фразу – это «предоплата» или «авансовый платеж». Но деньги, полученные вперед, не всегда бывают «оплатой в счет предстоящих поставок». Каждому бухгалтеру знакомо понятие «доходы будущих периодов». Для их отражения в Плане счетов (приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н) есть отдельный счет 98 «Доходы будущих периодов». Как вы знаете, полученную предоплату учитывают на другом счете – 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Предусмотрены разные строки для этих показателей и в бухгалтерском балансе. Так, полученные авансовые платежи показывают в строке 620 баланса, а доходы будущих периодов – в строке 640. Предоплата и доход. Почувствуйте разницу! Однако бытует мнение, что предоплата и доходы будущих периодов – это одно и тоже. Некоторые считают так: если партнер перечислил деньги вперед, значит, фирма получила аванс. Другие видят признаки доходов будущих периодов там, где их может не быть вовсе. То есть, утверждает бухгалтер, сам факт перечисления денег «вперед» уже гарантирует будущий доход. Так ли это? Определение доходов дает Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (приказ Минфина России от 6 мая 1999 года № 32н). Здесь сказано:
Другими словами, главное различие авансов и доходов будущих периодов в том, что предоплата сама по себе еще не приносит никакой экономической выгоды. Ведь компании, получившей ее, еще предстоит исполнить свои обязательства – отгрузить товар, выполнить работу или оказать услугу. Если она этого не сделает – деньги придется вернуть. А доходы будущих периодов – это суммы, поступившие в счет договоров, по которым возврат денег не предполагается. Поэтому фирма получает экономическую выгоду сразу, в момент поступления средств. Почему предоплату и доходы будущих периодов важно различать? Во-первых, потому, что за неправильное ведение бухгалтерского учета могут оштрафовать. Напомним: искажение любой статьи (строки) бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% – это грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, за которое положен административный штраф в размере от 20 до 30 МРОТ (статья 15.11 КоАП РФ). Во-вторых, потому, что известные «любители» читать бухгалтерскую отчетность могут недополучить важную информацию о фирме, или получить ее в искаженном виде. Собственники и другие заинтересованные лица (в том числе налоговики) по показателям бухгалтерского баланса делают выводы о «здоровье» фирмы, о ее общем финансовом состоянии. Особый интерес пользователей вызывают чистые активы. Чтобы определить их величину, из суммы активов фирмы вычитают сумму пассивов (приказ Минфина России и ФКЦБ России № 10Н/03-6/ПЗ от 29 января 2003 года). Причем в расчете участвуют не все показатели бухгалтерского баланса. В частности, доходы будущих периодов (строка 640 баланса) не входят в состав пассивов, принимаемых к расчету, а кредиторская задолженность (строка 620 баланса) – входит. Чем больше стоимость чистых активов, тем эффективнее работа компании. И, если завысить показатель строки 620 баланса, то величина чистых активов может оказаться неоправданно заниженной. Договор поможет разобраться Чтобы понять, чем же все-таки является поступивший платеж (предоплатой или доходом будущих периодов), нужно внимательно изучить условия сделки. Вот, например, договор поставки товаров, по которому предусмотрена оплата раньше отгрузки. Если продавец не выполнит своих обязательств в определенный срок, или покупателя не устроит качество товаров, поставщик вынужден будет вернуть деньги (пункт 1 статьи 475 ГК РФ). Понятно, что в этой ситуации продавец получит доход только тогда, когда отгрузит товары, а покупатель примет их. И деньги, поступившие вперед, ни что иное как «обычная» предоплата. Другое дело – договоры, по которым плату внесли вперед, и ее возврат не предусмотрен. Примером может послужить договор аренды, заключенный на длительный срок. Предположим, арендатор рассчитался за октябрь в сентябре. Для арендодателя этот платеж будет доходом будущих периодов. Ведь арендатор уже «снимает» помещение, его уже устроили условия сделки. Просто он внес арендную плату раньше положенного срока. То же можно сказать и об абонементной плате за пользование телефоном или об оплате годовой подписки на журнал. Перечислив платежи, клиенты уже знают, что хотят выписать именно это издание или пользоваться услугами именно этого телефонного оператора. Их уже устроила цена и товар (услуга), который они за эту цену получат. Еще один пример – платежи в рамках дисконтной системы. Дисконтная система – это соглашение нескольких организаций об использовании единой дисконтной карты. Цели системы – привлечь новых покупателей скидками и увеличить торговые обороты. Выпуск карт поручают «центральной» компании. Она размещает рекламу, выпускает каталоги, разъясняет правила пользования дисконтной системой и т.д. Другие участники все эти услуги оплачивают, как правило, в виде годовых вступительных взносов. При этом взнос – обязательное условие для вступления в систему. Забрать его обратно нельзя, потому что в отношении участника механизм дисконтной системы уже запущен. А для центральной компании налицо полученная экономическая выгода. Очевидно, что эти суммы – доходы будущих периодов. |