Бухучет операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов «BKR-Интерком-Аудит»тел/факс (095) 937-3451 /
Правила отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций и составления бухгалтерской отчетности при осуществлении договора доверительного управления имуществом утверждены Приказом Минфина РФ от 28.11.2001 года №97н и введены в действие с отчетности 2002 года.
В силу данного документа, применение изложенных в нем указаний, обязательно для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, за исключением кредитных и страховых организаций, организаций, действующих в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов и бюджетных учреждений.
Порядок бухгалтерского учета установлен в отношении каждого из участников договора доверительного управления имуществом. Отражение в бухгалтерском учете операции по передаче учредителем управления имущества в доверительное управление и других операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, производится с использованием счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом».
Напоминаем, что нормы ГК требуют обособления имущества, переданного в доверительное управление, от другого имущества, как у учредителя управления, так и у доверительного управляющего. В связи с тем, что доверительный управляющий обязан отчитываться по эффективности управления имуществом, переданным ему собственником, ему необходимо вести самостоятельный учет по данному имуществу на отдельном балансе.
Как следует из пункта 4 Указаний, учредитель управления передает объекты имущества в доверительное управление по стоимости, по которой они числятся у него в бухгалтерском учете и на дату вступления в силу договора доверительного управления.
Выше указывалось, что в силу пункта 2 статьи 433 ГК договор доверительного управления имуществом считается заключенным с момента передачи учредителем доверительного управления соответствующего имущества доверительному управляющему.
Тогда, при подтверждении о получении доверительным управляющим имущества, переданного в доверительное управление, в данном случае это может быть извещение об оприходовании, или первичный учетный документ с пометкой «Д.У.», оформленный в зависимости от вида имущества, (накладная, или актом приема - передачи), осуществляется следующая запись на счетах бухгалтерского учета:
В связи с тем, что передача объектов учредителем управления происходит по стоимости, числящейся в бухгалтерском учете, то по амортизируемому имуществу одновременно отражаются суммы начисленной амортизации следующим образом:
Что касается прибыли и денежных средств, полученных от доверительного управляющего, то отражение учредителем управления поступления указанных средств в учете производится в зависимости от их предназначения.
Если произошло начисление причитающейся прибыли по договору доверительного управления имуществом, то в бухгалтерском учете делается проводка по следующим счетам:
Так, если денежные средства перечислены доверительным управляющим в счет причитающейся прибыли по договору доверительного управления имуществом, то в бухгалтерском учете делается проводка по следующим счетам:
В том случае, если поступающие средства, связаны с возмещением убытков, возникших вследствие утраты или повреждения имущества по вине доверительного управляющего, либо предназначены для погашения упущенной выгоды, выявленной учредителем управления по результатам управления, представленным доверительным управляющим, то корреспонденция счетов иная, а именно:
Таким образом, при отсутствии доказательств, что убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий выгодоприобретателя или учредителя управления, ответственность за причиненные убытки несет доверительный управляющий, а для учредителя управления данные суммы признаются внереализационными доходами и отражаются:
Согласно пунктом 6 вышеуказанного Приказа, при прекращении договора доверительного управления имуществом возвращенные учредителю управления объекты имущества должны быть учтены в той же оценке, по которой они были переданы в доверительное управление.
Из этого положения следует, что операции возврата имущества из доверительного управления должны быть отражены обратными проводками, в тож ..
Так, пункт 11 Указаний обязывает доверительного управляющего организовать бухгалтерский учет таким образом, чтобы обеспечить самостоятельный учет операций по каждому договору доверительного управления имуществом, обособленный от операций, связанных с имуществом доверительного управляющего.
Отражение операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, фор ..
Одновременно формируется себестоимость по оказанию услуг доверительного управления имуществом путем списания соответствующей части затрат, подлежащей возмещению за счет доходов:
В том случае, когда за время доверительного управления имуществом доверительным управляющим допущены действия, повлекшие утрату или повреждение имущества, в его обязанности входит возместить причиненные убытки ..