Главная страница --> Аудит

Больничные на УСН .. | Контрольные полномочия налог .. | Резерв на ремонт основных ср .. | Реализация товаров со скидка .. | Реализация товаров со скидка .. |


Обзор. НДС раздора

Очной ставкой премьер-министра Михаила Фрадкова с главами Минфина и Минэкономразвития Алексеем Кудриным и Германом Грефом называет «Коммерсантъ» предстоящее в четверг заседание Совета по конкурентоспособности и предпринимательству, на котором предстоит выбрать сценарий налоговой реформы на ближайшую перспективу. Диспозиция, отмечает издание, такова: премьеру удалось заручиться поддержкой администрации президента, экономическим министрам – посеять смуту в рядах российских предпринимателей, а Госдума, между тем начала проводить собственную налоговую реформу.

Бунт против премьера

Конфликт вокруг предполагаемого снижения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) до 13% или его неснижения перешел в стадию жесткого противостояния. В понедельник Минфин направил в правительство письмо, в котором обосновал свое нежелание снижать НДС до 13% тем, что в 2006 году выполнение уже принятых обязательств и индексации отдельных статей расходов в соответствии с инфляцией не позволяет принимать решение о снижении ставок налогов. Зато обещать или как минимум обсуждать это снижение, видимо, позволяет.

Не случайно, уже отправив в понедельник письмо на согласование с Германом Грефом, Алексей Кудрин поздно вечером провел заседание рабочей группы совета по предпринимательству и конкурентоспособности при правительстве, на котором обсуждалась налоговая повестка завтрашнего заседания. По данным Ъ, Алексей Кудрин пообещал вынести на обсуждение возможность снижения не только НДС, который будет обсуждаться в любом случае, но и единого социального налога (ЕСН) – до 15%. Причем исключительно для предприятий малого и среднего бизнеса. По словам председателя экспертного совета "Деловой России" Антона Данилова-Данильяна, тогда выйти из тени смогут до 8 млн зарплат, выплачиваемых сегодня в конвертах.

Обсуждение ЕСН неизбежно спровоцирует новый конфликт интересов. Но уже в рамках предпринимательского сообщества, разделившегося на сторонников снижения ЕСН не для всех и НДС для всех, что в любом случае ослабит позиции последних на предстоящем заседании совета по предпринимательству.

Вчера же глава МЭРТа Герман Греф и замминистра финансов Сергей Шаталов еще раз заявили, что на снижение налогов бизнесу рассчитать не следует. По крайней мере до 2008 года. По словам Германа Грефа, в любом случае первоначально нужно унифицировать ставку НДС (отменить льготную 10-процентную ставку) и лишь потом рассматривать вопрос о ее снижении: "Если ставку не унифицировать, то и снижать ее не стоит". А Сергей Шаталов добавил, что для создания благоприятного инвестиционного климата в настоящее время необходимо прежде всего "совершенствовать налог на прибыль и снять очевидные барьеры при взимании НДС ", при том, что его единая ставка "может быть введена не ранее 2008 года". Не следует, по его словам, предпринимать и нового снижения ЕСН.

Искусство счета

Вчера в аппарате правительства, который, собственно, и готовил предложения премьера о снижении НДС на 5% и использовании части средств стабфонда на инновационные цели, а также поддержку экспорта, привели свои расчеты: снижение НДС на 5% даст рост ВВП на 0,5%, или 110 млрд. рублей (тогда как Минфин ограничивается 0,2%, а МЭРТ предварительно 0,4%), что в итоге приведет к росту зарплат на 30 млрд рублей и денежных доходов населения на 25 млрд. рублей. В итоге увеличение подоходного налога составит 6 млрд. рублей, а рост поступлений от НДС – 7-8 млрд. рублей. По расчетам аппарата правительства, в экономике останется порядка 330 млрд. рублей, и инвестиции даже согласно сегодняшней их доле в национальном доходе (16%) составят в 2006 году около 27-28 млрд. рублей, что приведет к увеличению доходов от налога на прибыль.

В аппарате правительства уверены, что не менее 30 млрд. рублей бюджетных потерь от снижения НДС будут компенсированы за счет роста ВВП. Оставшиеся 300 млрд. рублей в Белом доме надеются покрыть за счет ужесточения налогового администрирования. По данным белодомовских чиновников, собираемость НДС (с учетом возврата) не превышает 55%, тогда как собираемость налогов в целом в России составляет 65%. Поэтому для того, чтобы залатать возможную бюджетную дыру, достаточно повысить собираемость НДС до 70-75%. В Белом доме надеются, что схемы по возврату НДС из бюджета станут менее привлекательными, чем сейчас.

Засадный кремлевский полк

Вчера Михаил Фрадков получил открытую поддержку из Кремля. Руководитель экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович заявил, что считает возможным вообще отменить НДС с 2007 года при одновременном введении налога с продаж в размере 10-15%, тем самым фактически сняв противоречия между премьером и его подчиненными. По словам Аркадия Дворковича, эта идея сейчас прорабатывается в администрации. "Если налог с продаж установить в размере 10%, то никакого повышения цен не будет",– почему-то уверен кремлевский эксперт. Что касается обсуждаемого снижения ставки НДС , то, по его мнению, "снижать надо обязательно". "До какого уровня, должны показать расчеты",– добавил он.

Герман Греф в ответ продемонстрировал знание диалектики: кремлевские предложения "как идея положительны", а "как решение скорее отрицательны". Сергей Шаталов был откровеннее: "Я думаю, это нереалистично. Налог с продаж чрезвычайно рискован для государства, если попытаться с помощью его компенсировать потери от отмены НДС ". По его словам, из-за того, что НДС собирается по всей цепочке от производителя к конечному потребителю, в отличие от налога с продаж, который взимается на конечной стадии, получается, что "если один налогоплательщик пропадает, то не со всем налогом, а только с одной частью". И предостерег, что для того, чтобы компенсировать все бюджетные потери, ставку налога с продаж придется установить на уровне 70-75%. "Я хотел бы посмотреть на того, кто выйдет с таким предложением",– скептически добавил он.

Дума переходит в наступление – так комментирует газета одобрение налоговым подкомитетом Госдумы поправкам к Налоговому кодексу, вводящим инвестиционную льготу по налогу на прибыль. Суть – разрешить сразу списывать расходы "на капитальные вложения в размере 10% первоначальной стоимости объектов основных средств, а также расходы на достройку, дооборудование, модернизацию, техническое перевооружение или частичную ликвидацию указанных основных средств". По словам председателя думского налогового подкомитета Натальи Бурыкиной, "так как правительство затягивает с внесением аналогичных поправок, мы решили сделать это сами". Кстати, по мнению руководителя департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Михаила Моторина, это приведет к выпадению из бюджета в 2006 году около 50 млрд. рублей. А если правительственный конфликт будет затягиваться, депутаты могут взять на себя и реализацию других шагов налоговой реформы. Например, сценария, оглашенного вчера вице-спикером Госдумы Георгием Боосом: в течение двух лет снизить ЕСН до 14-15% и НДС сначала до 15-16%, а затем до 12-13%, одновременно повышая зарплату населению для стимулирования потребительского спроса.

НДС рвут на части, пишут «Известия». Заявление Минфина в защиту Стабилизационного фонда уже вызвало реакцию правительства. В аппарате Белого дома по-прежнему настаивают на снижении налогов за счет "заначки" Министерства финансов. И утверждают, что это не приведет к инфляции. Главные доводы Белого дома - экономический рост и улучшение собираемости налогов.

Издание приводит мнение неназванного сотрудника правительства о том, что экономические министерства, обещая рост инфляции на полтора-два процента и дефицит федерального бюджета в ближайшие годы в размере 3-4% ВВП не опровергают (и даже наоборот - подтверждают) то, что реализация предложений приведет к ускорению экономического роста. Что же касается выпадающих доходов бюджета, то они на 80% компенсируются за счет улучшения налогового администрирования и увеличения собираемости налога. Так, если сейчас собираемость налога на добавленную стоимость составляет около 55%, то его снижение, по расчетам правительственных экспертов, сможет поднять этот показатель на 10-20%, доведя его до 75%. С учетом же дополнительных налоговых поступлений от увеличения базы подоходного и других налогов потери бюджета будут сведены к минимуму. "Если бы НДС собирался на уровне, например, 95%, то не было бы и предложений по снижению налога", - заявил источник, добавив "кстати", что задача уменьшения налогового бремени была поставлена президентом.

Таким образом, судьба 400 млрд. рублей из Стабилизационного фонда остается неясной, резюмирует издание, отмечая отсутствие и в бизнес-сообществе. Едины предприниматели только в одном – чтобы были общие правила и потом никто не смог бы предъявить претензии по неуплаченным налогам.

Похоже, непримиримых оппонентов, каковыми за последнее время фактически стали глава правительства Михаил Фрадков и министр финансов Алексей Кудрин, отчасти поддерживаемый своим коллегой-экономистом Германом Грефом, в вопросе снижения ставки налога на добавленную стоимость теперь рассудит только бизнес, отмечает «Российская газета».

Еще накануне высокопоставленный правительственный чиновник уверял, что если предприниматели попросят не трогать ставку НДС,то правительство и не станет этого делать. "Скажут тронуть – кабинет подумает", - сказал он. Свой выбор предприниматели сделают уже в четверг на Совете по конкурентоспособности и предпринимательству.

«Копейкин рубль не бережет», находчиво отмечает «Время новостей».

Приводя позиции сторон противостояния – Минфина, Минэкономразвития и аппарата правительства, газета сообщает, что по имеющимся сведениям, премьер перед заседанием Совета по конкурентоспособности, решил обострить и одновременно упростить ситуацию. Говорят, он приемлет только два варианта решения: либо ставка НДС будет снижена до 13%, либо она останется прежней -- 18%. И тогда правительство будет рассматривать другие возможности снижения налогового бремени.

Opec.Ru, использованы материалы Коммерсанта, Известий, Времени новостей


источник: Клерк.Ру


Похожие по содержанию материалы:
Проценты по заемным средствам ..
Нет директора – нет и штрафа, отсюда следует... ..
Бухгалтерский и налоговый учет операций, связанных с получением и продажей валютной выручки ..
Принципы налогообложения дохода, полученного иностранными организациями от источников в РФ ..
Больничные на УСН ..
Контрольные полномочия налоговиков урезаны не будут ..
Резерв на ремонт основных средств ..
Реализация товаров со скидками ..
Реализация товаров со скидками ..
Мировая конъюнктура ударила по Sitronics ..
Объём продаж холдинга «Пятёрочка» за полгода вырос на 43% ..
«Лебедянский» достиг предела? ..
Налоги, или Предложения, от которых нельзя отказаться ..


Похожие документы из сходных разделов


"Упрощёнка" и ЕНВД: возможно совмещение?
Материал предоставлен журналом "Практический Бухгалтерский Учет" /

Леонид СОМОВ
НИЛ ВГНА МНС России

Как известно, начиная с 1 января 2003 года действуют две новые главы НК РФ: 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Единый налог на вменённый доход". Прошло время общих вопросов и возникли вопросы ко .. читать далее
Сельхозналог - 2007
АКДИ "Экономика и жизнь" /

В последнее время главу 26.1 НК РФ серьезно подкорректировали. Практически в каждую статью этой главы Федеральным законом от 13.03.2006 N 39-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.1 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации...." (далее - Закон N 39-ФЗ) внесены изменения и дополнения.  В .. читать далее


НДС: налоговая база по имущественным правам
Учет, налоги, право /

Светлана Князева, эксперт «УНП»

До этого года порядок определения налоговой базы по НДС был установлен только в отношении одного вида имущественных прав. Это уступка права требования по договорам на реализацию товаров (работ, услуг). Однако налоговые о .. читать далее