Главная страница --> Аудит

Возврат основного средства п .. | Следует ли при открытии депо .. | Больничные на УСН .. | Новая программа укажет на на .. | Реконструкцию в расходы .. |


О платежах за невыполнение требований по квотированию рабочих мест

Материалы подготовлены специалистамиЦентра налогового планирования «Корпус права»,тел. (095) 730-49-30,специально для Клерк.Ру. /

Достаточно часто нашими клиентами задается вопрос о необходимости внесения платежей за невыполнение квот и о возможности признания данных платежей в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Предлагаем Вашему вниманию позицию КОРПУСА ПРАВА по данному вопросу.

В соответствии со статьей 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд без какой бы то ни было дискриминации и право на защиту от безработицы. Те категории граждан, которым наиболее сложно реализовать свое право на труд пользуются особой социальной защитой государства. Одним из способов обеспечения государством дополнительных гарантий гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе инвалидам, является установление квоты для приема на работу инвалидов.1 Работодатели обязаны содействовать проведению государственной политики в области занятости населения и способствовать реализации конституционных прав граждан, то есть обязаны соблюдать установленную квоту для трудоустройства инвалидов и предоставлять в органы социальной защиты информацию о наличии вакантных рабочих мест и о выполнении квоты.2 Механизм установления квоты, а также размер и порядок внесения платы за невыполнения квоты устанавливаются на уровне субъектов Российской Федерации3.

На территории г. Москвы порядок квотирования рабочих мест инвалидов установлен Законом г. Москвы от 12.11.1997 г. № 47 "О квотировании рабочих мест инвалидов в городе Москве" и Постановлением Правительства Москвы от 04.03.2003 г. № 125 - ПП "Об утверждении положения о квотировании рабочих мест в городе Москве".

Согласно статье 2 Закона г. Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве", работодатели обязаны организовать рабочие места для инвалидов в пределах квот или внести в бюджет города Москвы обязательную плату за каждого неустроенного инвалида в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Платежи должны вноситься ежемесячно, в соответствии с пунктом 2.8 Постановления Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве".

Таким образом, квоты для приема на работу инвалидов, введены на территории г. Москвы надлежащим образом. Однако, правовая природа платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квоты неоднозначна. Указанные платежи не признаются, в соответствии с Законом г. Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве", мерой ответственности за нарушение закона. Также, плата за непредоставление рабочих мест в пределах квоты не может быть признана налоговым платежом или сбором, так как не указана в перечне налогов и сборов, установленных на территории Российской Федерации4. Согласно пункту 1.5 Постановления Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве", квота считается выполненной в случае трудоустройства инвалида или уплаты суммы за нетрудоустройство, следовательно, плата за непредоставление рабочих мест в пределах квоты является альтернативным способом исполнения закона, предусмотренным самим законом.

В случаях, когда для выполнения квоты работодатель создает рабочие места в рамках специального проекта, утвержденного, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве", между работодателем и Фондом квотирования г. Москвы заключаются договоры на создание рабочих мест и получение субсидий. В этой ситуации между работодателем и Фондом квотирования г. Москвы возникают гражданские правоотношения, и плата за непредоставление рабочих мест в пределах квоты может быть квалифицирована как альтернативное обязательство5 или как санкция за нарушение обязательств, в зависимости от условий договора.

В связи с тем, что правовая природа этих платежей не определена, их взимание со стороны государственных органов фактически не контролируется. Обусловлено это следующим:

  1. работодатель несет гражданско - правовую ответственность за уклонение от уплаты сумм за нетрудоустройство, только если между ними заключен договор на создание рабочих мест, в пределах, предусмотренных договором;
  2. налоговой ответственности, работодатель не несет, так как плата за непредоставление рабочих мест в пределах квот, как отмечалось выше, не является налогом или сбором, следовательно, если работодатель не уплачивает данные платежи, он не совершает налогового правонарушения6;
  3. уголовной ответственности за невнесение данных платежей не возникает, так как уклонение от уплаты платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот не попадает ни под один состав преступления7;
  4. работодатель может быть привлечен к административной ответственности, однако следует иметь в виду, что работодатель привлекается к административной ответственности за нетрудоустройство, а не за уклонение от внесения платежей.

За непредоставление рабочих мест в пределах квоты, на работодателя могут быть наложены следующие санкции:

  • штраф от 5 до 50 МРОТ за нарушение законодательства о труде8 (риск наложения этого штрафа наиболее велик);
  • штраф от 20 до 30 МРОТ за отказ в приме на работу инвалида в пределах квоты9 (избежать этого штрафа возможно, отказав, например инвалиду не по причине отсутствия рабочих мест, а по тому, что его квалификация не соответствует требуемой; кроме того, большинство отказов в приеме на работу производиться устно, следовательно, доказать факт отказа будет сложно);
  • штраф от 30 до 50 МРОТ за непредставление сведений о наличии рабочих мест для инвалидов10 (избежать этого штрафа можно, предоставляя необходимую информацию, так как положения закона о внесении платежей за невыполнение квот и о предоставлении информации - это два самостоятельных требования, таким образом, работодатель, может не вносить платежи, но предоставлять при этом информацию).

Следовательно, государственные органы не могут привлечь работодателя к ответственности за уклонение от внесения платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот, а указанные выше штрафы могут быть наложены независимо от их внесения.



Похожие по содержанию материалы:
Бюджетное финансирование ..
Как поощрить работников и сэкономить на налогах ..
Минфин и ФСС раскрыли всю правду о зарплатных отчислениях ..
Учет расходов на сертификацию собственной продукции ..
Возврат основного средства продавцу ..
Следует ли при открытии депозитного счета уведомлять налоговую инспекцию? ..
Больничные на УСН ..
Новая программа укажет на нарушителей ..
Реконструкцию в расходы ..
Расчеты с сотрудниками в "упрощенном" варианте ..
Реализация товаров со скидками ..
Burberry идёт на выручку. Реорганизация принесла компании позицию глобального продавца роскоши ..
Сроки выплаты заработной платы ..


Похожие документы из сходных разделов


Скидки покупателям: учет и налогообложение

Ю. САВИЦКАЯ,
эксперт журнала

Опубликовано: Журнал "Практическая бухгалтерия" N 10 / 2002г.

Часто фирмы снижают цены на товар, чтобы привлечь покупателей. Это могут быть сезонные скидки, скидки за досрочную оплату товара и т. д. Учет и налогообложение таких операций им .. читать далее


Удержание алиментов на основании письменного заявления работника
Материал предоставлен компанией "Аудит МСК" /

В данной статье будет раскрыт вопрос, поступивший в Компанию «Аудит МСК»: может ли производиться удержание алиментов на основании письменного заявления, то есть без поступления в организацию исполнительного листа или добровольного нотариально заверенного соглашения об уплате алиментов.

читать далее


Бюджетные учреждения. Новые формы регистров

Отраслевой журнал "Учет в сфере образования " № 1, 2006

С 1 января 2006 года образовательные бюджетные учреждения должны вести учет в регистрах новой формы. Рассмотрим порядок их заполнения на конкретном примере.

Заполнение регистров в бюджетных учреждениях

Данные первичных документов отражаются в рег .. читать далее