Главная страница --> Аудит

Учтем полученный убыток .. | Работники и совместительство .. | Открытие иностранного предст .. | Открытие иностранного предст .. | Суммовые разницы при выставл .. |


Закон о банкротстве требует перемен

Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер" /

Система антикризисного управления стала сегодня более цивилизованной, чем была несколько лет назад. Добиться этого позволило принятие закона «О несостоятельности (банкротстве)», отметившего недавно свой 5-летний юбилей. Однако практика применения документа выявила ряд существенных проблем, над решением которых сегодня трудятся законодатели.

Александр Лебедев

Неоднократные попытки

Первая редакция закона о банкротстве была принята на заре развития рыночных отношений в 1992 году. Документ был одобрен практически беспрепятственно, поскольку основной задачей законодателей было хоть как-то регламентировать постоянно растущее количество банкротств. Стараясь учесть проблемы и недостатки, выявленные в результате применения первой редакции, депутаты в 1998 году разработали следующую редакцию закона. Однако и она не смогла защитить предприятия от банкротства и связанных с ним нарушений.

К тому моменту арбитражные управляющие стали главными виновниками незаконного передела собственности. Они фактически были зависимы от мнения и пожеланий кредиторов. В свою очередь, собственники предприятий-банкротов присутствовали в процессе лишь формально, не имея возможности отстаивать свои интересы. Таким образом, в банкротстве участвовало лишь три стороны — кредитор организации, арбитражный управляющий и суд. На деле же получалось, что имущество компании-должника целиком доставалось кредиторам. Для экономики такое положение было крайне негативным, поскольку многие из предприятий банкротились намеренно.

В результате в 2000—2001 годах перед депутатами возникла необходимость принять новый Закон — от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ (с полной версией документа вы можете ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс). Его концепция была создана на осно-ве внимательного изучения технологии и процедуры захвата бизнеса. В законе появились 4 новеллы, которые позволили существенно изменить отношение к банкротству и сдвинули статистику в сторону уменьшения количества нарушений.

Перед депутатами стояла сложнейшая задача ввести саморегулирование профессии арбитражного управляющего. Данное нововведение должно было отделить интересы арбитражных управляющих от интересов кредиторов и прийти на смену лицензированию. Однако этого не было указано в Законе «О несостоятельности (банкротстве)», поскольку законодатели планировали принять общий закон о саморегулировании.

Второе нововведение, которое появилось в законе о банкротстве в 2002 году, — в этот процесс был введен собственник. Причиной возникновения данной нормы стали пробелы в существующем на тот момент законодательстве, позволяющие не учитывать мнение собственника предприятия-должника при банкротстве. В стране сложилась ситуация, когда арбитражный управляющий мог созвать общее собрание, которое принимало решение о выпуске акций в счет погашения долгов. И такие действия в итоге приводили к негативным последствиям, говорит председатель Комитета по собственности Госдумы Виктор Плескачевский:

— В результате собственник предприятия, по которому шла процедура банкротства, не мог участвовать в процессе и опротестовать решение о продаже имущества за сущие копейки. Я помню эти ситуации, когда в Петербурге в процессе банкротства 19 объектов были проданы за 3 тысячи рублей. И бывшие собственники 6 лет не могли опротестовать это решение, потому что в деле возникли добросовестные приобретатели.

Новый механизм заставил арбитражных управляющих учитывать в процессе банкротства и интересы должника. И с введением закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ соб-ственник предприятия-банкрота стал полноценным участником процесса, который мо-жет опротестовывать действия арбитражного управляющего.

Помимо перечисленных новелл в закон о банкротстве 2002 года были введены еще 2 новшества. Их инициаторами стали представители власти. Они требовали законодательно ввести государство в процесс банкротства организации. Причиной такого шага стало то, что раньше во всех подобных процедурах государство было не в состоянии отстаивать свои интересы. Кроме того, защищаясь от огромного числа злоупотреблений в процессе банкротства, правительство настояло на введении обязательной процедуры исполнительного производства. По мнению Виктора Плескачевского, указанные нововведения являются рудиментарными и с ними депутатам необходимо бороться по мере сил и возможностей.

Независимость достигнута!

Благодаря Закону «О несостоятельности (банкротстве)» была создана система саморегулирования профессиональной деятельности арбитражных управляющих, считают эксперты. Когда готовилась редакция закона, в нем не было предусмотрено создание профессионального объединения арбитражных управляющих. Законодатели опасались, что такая норма в законе создаст спорную ситуацию конкурирующих между собой саморегулируемых организаций. Однако всего через 3 месяца после внесения изменения в закон был создан Союз Саморегулируемых Организаций Арбитражных Управляющих, говорит Виктор Плескачевский:

— Союз действует благодаря необходимости участвовать в законодательном процессе, совершенствовать стандарты, выстраивать отношения с государственными органами. О признании данного объединения, о котором не сказано в законе, говорит то, что мнение экспертов учитывает Конституционный Суд.

По словам президента Российского Союза Саморегулируемых Организаций Арбитражных Управляющих Александра Нефедова, за прошедшие с момента принятия Закона «О несостоятельности (банкротстве)» годы СРО стали осуществлять качественный подбор арбитражных управляющих, контроль за их деятельностью, а также обучение, повышение их квалификации и профессионального уровня. Кроме того, саморегулируемые организации стали действенным регулятором отношений между арбитражным управляющим и кредиторами — в том числе и государством.



Похожие по содержанию материалы:
Экономическая обоснованность расходов ..
Бухучет операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом ..
«Комиссионные» счета-фактуры ..
Заполняем новый отчет о прибылях и убытках ..
Учтем полученный убыток ..
Работники и совместительство ..
Открытие иностранного представительства ..
Открытие иностранного представительства ..
Суммовые разницы при выставлении счетов-фактур в условных единицах. ..
Ремонт или модернизация? ..
Учет лизинговых операций ..
Минфин и ФСС раскрыли всю правду о зарплатных отчислениях ..
Сделки уступки (переуступки) прав требования: НДС и налог на прибыль ..


Похожие документы из сходных разделов


Закон о банкротстве требует перемен

Российский союз СРО провел серьезную работу по привлечению опыта СРО в разработке правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих. В результате эксперты пришли к выводу, что рынок саморегулирования арбитражных управляющих требует обеспечения необходимых стандартов деятельности и эффективного контроля за специалистами со стороны саморегулируемых организаций. С этой целью на общем со .. читать далее


Закон о банкротстве требует перемен

По причине неопределенности в данном вопросе «зависает» целый закон, сожалеет Виктор Плескачевский. Поэтому необходимо выделить стратегические предприятия в самостоятельную группу и прекратить по ним банкротство. Властям следует понять, что нужно либо делать предприятие полноценно бюджетным, либо разрешать ему участвовать в гражданском обороте, что может привести к банкротству.

Еще один с .. читать далее


ЕНВД глазами Минфина
Журнал Налоговый учет для бухгалтера /

 В 2006 году по единому налогу на вмененный доход фискальными органами было выпущено почти 300 писем. От такого количества разъяснений, дополнений и неоднократных повторений запутались все. Ведь последовательно исполнять такие указания практически невозможно. Дабы избежать о .. читать далее