Изменения в порядке уплаты НДС, НДФЛ, налога на прибыль и взносов во внебюджетные8 декабря 2003 года Президент РФ подписал Федеральный закон ь 163-ФЗ. Он внес ряд изменений в Налоговый кодекс РФ, а также другие законы, посвященные налогообложению. Журнал Изменения в уплате НДС представляют интерес для фирм, приобретающих работы или услуги у иностранных организаций, которые не зарегистрированы в российских налоговых инспекциях. Напомним, что такие фирмы считаются налоговыми агентами и обязаны удержать НДС из вознаграждения, выплачиваемого иностранцам за работы (услуги), которые выполнены на территории России (п. 2 ст. 161 Налогового кодекса РФ). Перечень же работ (услуг), которые считаются выполненными в России, приведен в пунктах 1 и 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ. Так, например, консультационные, юридические, бухгалтерские, рекламные услуги, а также НИОКР при любых обстоятельствах признаются оказанными на территории России, если их заказчик - российская фирма. Сейчас налоговые агенты уплачивают в бюджет НДС, удержанный из доходов иностранной организации, по общим правилам - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Начиная же с 1 января 2004 года удержанный налог придется перечислить в бюджет в тот же день, когда будет выплачено само вознаграждение. Более того, теперь в Налоговом кодексе появилась норма, запрещающая банку принимать от налогового агента поручение на перевод денег иностранной фирме, если агент одновременно не представит платежку на перечисление удержанного НДС в бюджет. Другое дело, что выполнить это требование банкам будет непросто. Ведь нигде не прописано, как именно банк должен определять, что клиент платит иностранной компании за работы (услуги), выполненные (оказанные) на территории России. Очевидно, что банки смогут исполнять указание, данное в новой редакции пункта 3 статьи 174 Налогового кодекса, лишь после того, как законодатели установят соответствующий порядок или поручат сделать это Правительству РФ. Тем не менее, поскольку соответствующая норма есть в Налоговом кодексе, мы советуем предприятиям с 1 января 2004 года самостоятельно, не дожидаясь каких-либо действий со стороны банков, перечислять в бюджет НДС, удержанный с доходов иностранного подрядчика, в тот же день, как были уплачены деньги по договору. Пример 1 ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60 ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 52 ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 51 ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19 Изменения в уплате НДФЛ связаны с тем, что с 1 января 2004 года размер добровольных пенсионных взносов, не облагаемых налогом на доходы физических лиц, увеличен с 2000 до 5000 руб. Таким образом, фирма должна будет удерживать НДФЛ лишь с той части взносов по добровольному (негосударственному) пенсионному страхованию, которая превышает 5000 руб. на одного работника в год. Пример 2 В 2003 году: В 2004 году: Изменения в налогообложении прибыли коснутся тех фирм, которым региональные или местные власти до 1 июля 2001 года предоставили льготу по инвестиционной деятельности. Старая редакция пункта 9 статьи 6 Федерального закона от 6 августа 2001 г. ь 110-ФЗ разрешала пользоваться такой льготой в течение всего времени, на которое она была предоставлена (или пока не окупится инвестиционный проект). В обновленной же редакции этого пункта срок действия льготы ограничен 1 января 2004 года. Второе изменение по налогу на прибыль заинтересует отраслевые и межотраслевые фонды финансирования НИОКР. Согласно статье 6 Закона ь 163-ФЗ, они вправе уменьшить налогооблагаемый доход 2002 и 2003 годов на всю сумму, перечисленную на формирование Российского фонда технологического развития. Напомним, что для других предприятий такие отчисления учитываются при расчете налогооблагаемой прибыли лишь в пределах 0,5 процента от полученного дохода. Еще одна льгота предоставлена фондам финансирования НИОКР статьей 7 Закона ь 163-ФЗ. Средства, поступившие в 2003 году на формирование фондов, которые образованы при федеральных органах исполнительной власти, считаются полученными в рамках целевого финансирования и не включаются в налогооблагаемый доход. Это же касается средств, поступивших за 2003 год на формирование Российского фонда технологического развития. Изменения в уплате взносов в государственные внебюджетные фонды затронут те предприятия, у кого есть давние долги перед этими фондами. Так, в 2004 году долги перед Пенсионным фондом РФ, ФСС России, Фондом обязательного медицинского страхования и Фондом занятости, образовавшиеся до 1 января 2001 года, будут признаны безнадежными и спишутся в том порядке, который установит Правительство РФ. Об этом сказано в статье 1 Закона ь 163-ФЗ. источник: |