ВАС оценил законность писем МинфинаДвойственное толкование законодательства со стороны чиновников во многом вызва-но изменениями, которые возникли с января 2007 года в Налоговом кодексе. Они обязывают налоговиков руководствоваться разъяснениями Минфина в спорных ситуациях. По словам Сергея Грызунова, в связи с этим возникло множество сложных дел, когда налоговики принимали решения, основываясь на письмах Минфина, в то время как последний не считает их правовыми документами. Бизнесу оказалась на руку ситуация двусмысленности, когда можно использовать несколько способов защиты от претензий налоговиков — обращение в ВАС, трактовку материалов дела при помощи Минфина, говорит Сергей Грызунов. В результате разъяснения Минфина часто противоречат сложившейся судебной практике. Проблема кроется в различной роли судов и налоговых органов, говорит Олег Суханов: — Если представители налоговых органов стремятся взыскать как можно больше налоговых платежей с налогоплательщиков в бюджет, то судебные органы занимают нейтральное положение и следят за правомерностью действий обеих сторон налоговых отношений. Поскольку суды и налоговые органы преследуют различные цели, то они и по-разному толкуют закон. Документ оценят судьи Чтобы исключить возможность различного толкования законодательства судами и чиновниками, в ВАС обсуждают возможность вместе с решением по делу давать оценку и конкретному письму Минфина или ФНС на предмет его соответствия Налоговому кодексу. Это позволит снизить нагрузку на судей и освободить их от обязанности выносить решения по аналогичным делам. Оценке должны подвергаться не только письма органов исполнительной власти, но и любой подзаконный акт и даже закон с точки зрения их соответствия Конституции, считает аудитор компании «Вече-Инвест» Валерия Кузнецова: — Мнение о том, что организации в своей деятельности должны опираться на письма, разъяснения, рекомендации и прочие комментарии, неверно. Убеждена, что правильным является придерживаться требованиям закона. При неоднозначности его формулировок — обращаться за официальными разъяснениями, при несогласии с таковыми — в суд. Нельзя рассчитывать на то, что мнение ВАС сможет создать прецедент и спасти остальные организации от споров с налоговиками. Дело в том, что решение по конкретному делу является обязательным только для участвующих в деле сторон. В результате фирмы и налоговики должны будут сами для себя выбирать, следовать в спорных ситуациях письмам Минфина или разъяснениям ВАС. Хотя можно предположить, что, поскольку ФНС подведомственна министерству, мнение «старших товарищей» окажет на действия инспекторов ключевое значение. При этом организациям гораздо выгоднее будет применять при обжаловании решений налоговых органов в арбитражном суде позицию ВАС. Подобные ситуации вполне могут привести к новым конфликтам. Более того, в последнее время налоговики стали уделять внимание существующей судебной практике. Показательно свежее письмо ФНС от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716@, которое вызвано ежегодно возрастающим количеством дел, выигранных организациями у налоговиков. Чтобы по возможности упростить судебные разбирательства с участием налоговых органов, последним предписано использовать в своей работе письмо Минфина от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 и довести его положения до сведения судов, разъясняет Александр Перваков. Согласно документу, для сокращения количества проигранных судебных споров при вынесении решений по результатам проверок и участии в судебных разбирательствах налоговикам рекомендуется руководствоваться сложившейся судебной практикой и судебными решениями.
Быстрый ответ на Ваш налоговый вопрос! источник: |