Камеральная налоговая проверкаПринимая во внимание взаимосвязанные положения ст. 88, п. 1 и 2ст. 171, п. 1 ст.172 и ст. 176 НК РФ, можно сделать вывод, что при нарушении установленных сроков проведения КНП налоговики не вправе отказать налогоплательщику в налоговом вычете по НДС. Аналогичной позиции по данному вопросу придерживается Президиум ВАС РФ (Постановление от 06.03.2007 № 13661/06 ), а также ФАС различных округов (см., например, Постановление ФАС МО от 15.06.2007 № КА-А40/5183-07 ). К сведению : если на момент представления уточненной декларации по НДС у налогоплательщика имелась переплата по этому же налогу, превышающая налог, заявленный к уплате, то привлечь его к ответственности по ст. 122 НК РФ («Неуплата или неполная уплата сумм налога…») налоговики не вправе (Постановление ФАС ВВО от 04.10.2007 № А29-2227/2007 ). Обратите внимание : налоговое законодательство не позволяет отсрочивать предоставление налоговых вычетов и возмещение НДС до получения ответов налоговых и иных органов о фактах уплаты НДС поставщиками товаров (работ, услуг) или иных истребованных документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте, а также информации о конкретных сделках (встречная проверка). Схожая позиция изложена в постановлениях ФАС МО от 04.07.2007 № КА-А41/6252-07 , ФАС ПО от 21.06.2007 № А65-23971/06 . Вопрос: Вправе ли налоговый орган, проводя КНП по НДС, требовать от налогоплательщика представления документов, подтверждающих вычеты, если декларация представлена с суммой налога к уплате, а не к возмещению? Ответ: Действительно, до недавнего времени п. 8ст. 88 НК РФ (в предыдущей редакции) неоднократно становился камнем преткновения во взаимоотношениях между контролирующими органами и налогоплательщиками в части проверки правильности исчисления НДС. Последние толковали данную норму следующим образом: налоговики в рамках КНП вправе истребовать документы только в том случае, когда в представленной декларации по НДС заявлено право налогоплательщика на возмещение налога. Соответственно, если на основании представленной декларации НДС подлежит уплате в бюджет, то истребовать документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, проверяющие не вправе. В данной ситуации следует вспомнить Определение КС РФ от 12.07.2006 № 266-О , в котором сделан вывод, что не требуется одновременно с налоговой декларацией по НДС подавать документы, подтверждающие вычеты. Представлять эти документы следует только в том случае, если налоговый орган их затребует, – после получения требования налогового органа. Данная точка зрения находила свое отражение при рассмотрении споров между контролирующими органами и налогоплательщиками на уровне федеральных арбитражных судов (см. постановления ФАС ЗСО от 13.06.2007 № Ф04-3940/2007(35296-А70-25) , ФАС МО от 15.03.2007 № КА-А40/189-07 , ФАС СЗО от 16.07.2007 № А56-49293/2006 , ФАС УО от 19.06.2007 № Ф09-4150/07-С2 ). Более того, право на вычет у налогоплательщика сохраняется даже в том случае, если документы, подтверждающие правомерность их применения, представляются только в зале суда. Это подтверждает сложившаяся Вместе с тем п. 8 ст. 88 НК РФ не содержал оговорки о том, что в рамках КНП налоговые органы не вправе истребовать документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов по НДС в случае, если по декларации сумма налога заявлена к уплате в бюджет. И этим часто пользовались налоговики на местах. По их мнению, если есть основания полагать, что неправильно исчислен налог или совершены налоговые правонарушения, то при КНП истребование у налогоплательщика необходимой информации, в том числе документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов, правомерно, причем независимо от того, подлежит ли налог к уплате в бюджет на основании поданной декларации или суммы налога заявлены к вычету. В конце прошлого года ВАС РФ в п. 10 Постановлении № 53 4 закрепил в судебной практике понятие добросовестности налогоплательщиков и иных участников рынка. При этом суд указал, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством недобросовестности налогоплательщика. Однако налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговый орган докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом. При этом ВАС РФ в Постановлении от 03.04.2007 № 15225/06 отметил, что п редставление налогоплательщиком в инспекцию всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных налоговым законодательством, в целях получения налоговой выгоды (возмещения НДС) является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы. По мнению автора, исходя из того, что действия налогоплательщика, имеющие результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, – достоверны, в случае представления налогоплательщиком декларации по НДС, на основании которой сумма налога подлежит к уплате в бюджет, контролирующие органы не вправе истребовать документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. 1 Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». 2 Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации». 3 Приказ ФНС РФ от 18.04.2007 № ММ-3-03/239@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах». 4 Постановление ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Автор: С. Н. Кудряшов, редактор журнала «Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение»источник: |