Камеральная налоговая проверкаВопрос: Вправе ли налоговые органы в рамках КНП производить выемку документов? Ответ: В случае отказа от представления документов в рамках КНП налоговики не вправе применить норму, предусмотренную ст. 94 НК РФ, то есть произвести выемку документов. Данный вывод вытекает из п. 1 указанной статьи, в соответствии с которым выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Вместе с тем в прошлом году Минфин выпустил довольно любопытное Письмоот 07.06.2006 № 03-02-07/1-141 , в котором не только допускает возможность проведения выемки документов в рамках КНП, но и со ссылкой на ст. 5 Закона № 943-1 2 указывает, что органы внутренних дел обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей. Однако п. 1 ст. 36 НК РФ предусматривает совместное участие органов внутренних дел и налоговиков только при проведении последними выездных налоговых проверок. Это нашло подтверждение и в арбитражной практике (см., например, Постановление ФАС МО от 27.03.2006 № КА-А40/2256-06 ). Следует отметить, что в данном постановлении ФАС МО дополнительно указал: ст. 93 НК РФ, регулирующая порядок истребования налоговым органом документов, помещена в НК РФ после ст. 89, предусматривающей порядок проведения выездных, а не камеральных налоговых проверок. В связи с этим ее требования распространяются на действия налоговых органов при осуществлении ими контрольных мероприятий в ходе выездных проверок. По нашему мнению, данное утверждение довольно спорное и противоречит Определению КС РФ от 12.07.2006 № 267-О . Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за несвоевременное исполнение требования налогового органа о представлении документов в рамках проверки? Ответ: За несвоевременное представление истребуемых документов налогоплательщика могут привлечь к ответственности, предусмотренной п. 1ст. 126 НК РФ. Однако обязательным условием наступления ответственности за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов является наличие истребуемых документов у налогоплательщика (постановления ФАС ВВО от 01.10.2007 № А82-16793/2006-20 , ФАС МО от 09.07.2007 № КА-А40/6137-07 , ФАС ВВОот 10.04.2007 № А82-876/2006-20 ). Напомним, п. 1 ст. 126 НК РФ предусматривает взыскание штрафных санкций в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Налогоплательщикам следует учесть, что неоднократное привлечение к ответственности за налоговое правонарушение в течение календарного года, в соответствии с п. 4 ст. 114 НК РФ, может повлечь увеличение налоговой санкции на 100% (Постановление ФАС ДВО от 14.06.2007 № Ф03-А37/07-2/1028 ). Вместе с тем в некоторых случаях за нарушение сроков представления истребуемых документов ответственности можно избежать. Дело в том, что п. 3 ст. 93 НК РФ предоставляет право налогоплательщикам уведомлять налоговые органы о случаях, когда по каким-либо причинам (например, из-за большого объема истребуемых документов) не имеется возможности представить запрошенные налоговиками документы в установленный срок. Причем сделать это нужно в письменном виде в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, указав при этом причины и сроки, в течение которых проверяемое лицо может их представить. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение (письма Минфина РФ от 26.07.2007 № 03-02-07/1-348 , от 25.06.2007 № 03-02-07/2-106 ). Следует отметить, что непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, может стать основанием для привлечения к административной ответственности по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ. Данная норма предусматривает наложение штрафных санкций на должностных лиц организации, а также с учетом ст. 2.4 КоАП РФ и на индивидуальных предпринимателей в размере от 300 до 500 руб. Вопрос: В каком порядке оформляются результаты КНП? Ответ: Порядок оформления результатов КНП прописан в ст. 100 НК РФ. В пункте 1 данной статьи указано, что в случае выявления налоговых правонарушений в ходе проведения проверки акт составляется контролерами в течение 10 дней после окончания КНП. Формы акта и требования по его составлению утверждены Приказом ФНС РФ от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ . Так, в соответствии с п. 2.3 Приложения № 6 к данному приказу акт КНП составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой – в установленном порядке вручается руководителю организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителям). Акт налоговой проверки подписывается контролерами и хозяйствующим субъектом, в отношении которого проводилась КНП (его представителем). В случае отказа последнего подписать акт в нем делается соответствующая запись (п. 2 ст. 100 НК РФ). Если налогоплательщик, в отношении которого проводилась налоговая проверка, не согласен с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте, то в течение 15 дней со дня его получения он может представить в инспекцию письменные возражения в целом по акту или по отдельным его положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ). Так как данная норма НК РФ не содержит оговорки, на данном этапе может возникнуть вопрос: разногласия по акту налогоплательщик должен представить в течение 15 рабочих или календарных дней? Для ответа обратимся к ст. 6.1 НК РФ, согласно которой срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. Следовательно, ответ такой: возражения по акту представляются налогоплательщиком в течение 15 рабочих дней. |