Камеральная налоговая проверкаВ Постановлении от 07.06.2007 № А05-12661/2006-26 ФАС СЗО также признал недействительным вынесенное по итогам КНП решение налоговиков, указав, что они превысили предоставленные им законодательством полномочия, нарушив права и законные интересы налогоплательщика, поскольку проведение КНП на основе документов, полученных в рамках выездной проверки, свидетельствует о фактическом проведении повторной выездной налоговой проверки (см. также Постановление ФАС МО от 26.04.2007 № КА-А40/222-07 ). Правда, ФАС ПО в Постановлении от 31.07.2007 № А65-24832/06-СА1-42 принял противоположное решение, но оно, на наш взгляд, не основано на законе. Суд указал, что проведение КНП за пределами срока, предусмотренного ст. 88 НК РФ, не может повлечь признание решения налоговой инспекции незаконным. Установленный данной нормой срок не является пресекательным, и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию. Вопрос: В каком порядке должны действовать налоговики при обнаружении ошибок в рамках КНП? Ответ: Напомним, в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. В случае нарушения данной процедуры решение налогового органа о взыскании налоговой санкции можно признать незаконным в судебном порядке (Постановление ФАС МО от 04.09.2007 № КА-А40/8876-07 ). Причем срок, в течение которого можно обжаловать решение налогового органа, вступившего в законную силу, составляет один год с момента его вынесения (п. 2 ст. 139 НК РФ). Обратите внимание : в 2007 – 2008 годах решение налогового органа можно обжаловать сразу в суд. Однако в соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ с 01.01.2009 решение налогового органа о привлечении к ответственности может быть обжаловано в суд только в том случае, если сначала оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. Схожей позиции по данному вопросу придерживается КС РФ. Так, в Определенииот 12.07.2006 № 267-О указано, что налоговый орган, проводящий КНП, при обнаружении налоговых правонарушений не только вправе, но и обязан требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, а также заблаговременно уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов руководителем. Данное положение основано на праве налогоплательщика представлять свои интересы в налоговых правоотношениях и давать пояснения должностным лицам налоговых органов (пп. 6, 7 ст. 21 НК РФ) и обязанности чиновников соблюдать налоговое законодательство, осуществлять контроль за его соблюдением, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (пп. 1, 2 ст. 32 НК РФ). Позже указанная позиция неоднократно находила отражение при рассмотрении споров федеральными арбитражными судами (постановления ФАС ДВО от 22.08.2007 № Ф03-А59/07-2/2281 , ФАС ЗСО от 14.06.2007 № Ф04-3774/2007(35103-А81-29) , ФАС УО от 29.05.2007 № Ф09-4004/07-С2 ). Вопрос: В каких случаях в соответствии с действующим законодательством налоговики вправе истребовать документы в рамках КНП? Ответ: При проведении КНП в порядке, предусмотренном ст. 88 НК РФ, налоговики вправе истребовать: –у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, – документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на указанные налоговые льготы; –при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, – документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов (см. также письма Минфина РФ от 02.05.2007 № 03-02-07/1-209 , УФНС по г. Москве от 21.02.2007 № 19-11/16566 ); –при проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, – помимо документов, представленных налогоплательщиком, и документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов. Следует отметить, что право налоговиков по истребованию у проверяемого лица в рамках налогового контроля необходимых для проверки документов закреплено в п. 1 ст. 93 НК РФ. Для этого проверяющий вручает налогоплательщику требование о представлении документов (информации) по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ . В нем должны быть указаны наименования, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки документов, период, к которому они относятся. К сведению : начало действия данного приказа – 31 августа 2007 года. До этой даты налоговики при истребовании документов использовали форму требования, утвержденную Приказом МНС РФ от 10.04.2000 № АП-3-16/138 . Ни настоящая форма требования, ни действовавшая ранее не предусматривали оттиска печати налогового органа (Письмо Минфина РФ от 01.06.2007 № 03-02-07/1-273 ). Интересующие контролеров документы должны быть представлены проверяемым в виде заверенных им копий в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования (п. 2, 3 ст. 93 НК РФ). |