Камеральная налоговая проверкаСовершенствование налогового администрирования всегда занимало приоритетное место у законодателей, о чем свидетельствуют многочисленные нормативные акты в данной сфере налогового законодательства. Так, с вступлением в силу с 1 января 2007 года Федерального закона № 137-ФЗ 1 чиновникам удалось урегулировать многие спорные моменты в НК РФ в отношении налогового администрирования, в частности камеральных налоговых проверок (КНП), однако некоторые из них, как показывает арбитражная практика, так и остались нерешенными. В данной статье разберем наиболее актуальные из них, а для удобства материал изложим в виде вопросов и ответов. Вопрос: Какой срок отводится налоговому органу на проведение КНП и с какого момента он исчисляется? Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ КНП должна проводиться налоговыми органами в трехмесячный срок. Причем начало проверки связано с наличием одновременно двух условий, а именно с представлением налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, прилагаемых к ней необходимых документов. Допуская возможность представления налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи, Минфин в Письме от 13.04.2007 № 03-02-07/2-69 отметил, что НК РФ не предусматривает обязанности налогоплательщика представлять в электронном виде в налоговый орган документы, прилагаемые к декларации (расчету). Такие документы могут быть направлены налогоплательщиком в инспекцию как по телекоммуникационным каналам связи, так и на бумажном носителе. При этом срок проведения КНП представленной в налоговый орган налоговой декларации (расчета) и приложенных к ней соответствующих документов исчисляется со дня, когда в налоговый орган представлены налоговая декларация (расчет) и последний из указанных документов. Если какое-либо решение налогового органа или, например, требование о представлении документов выставлено по истечении срока, предусмотренного для проведения КНП, то его можно признать незаконным в судебном порядке. Схожей позиции по данному вопросу придерживается ФАС ЗСО в Постановлении от 24.07.2007 № Ф04-4768/2007(36383-А70-37) . Вопрос: Вправе ли контролирующие органы провести КНП и, соответственно, принять решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за Ответ: Для ответа на данный вопрос обратимся к Постановлению Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 № 1580/07 , в котором рассмотрена следующая ситуация. По результатам КНП на основании справок, полученных из банка, обслуживающего предпринимателя, а также документов, поступивших в налоговый орган от контрагентов для проведения встречных проверок, налоговики привлекли предпринимателя к ответственности за неуплату НДС со всеми вытекающими последствиями – штрафами, пенями. Контролеры установили, что предприниматель, не являющийся плательщиком данного налога (переведенный на УСНО), реализовал партию товара, выставив покупателю счет-фактуру с отдельно выделенной суммой НДС, однако в нарушение п. 5 ст. 173 НК РФ данная сумма не была перечислена в бюджет. Но ВАС РФ признал решение налогового органа недействительным, указав при этом, что согласно ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе провести КНПтолько при наличии представленной налогоплательщиком налоговой декларации по данному виду налога, в противном случае отсутствуют основания для проведения подобной налоговой проверки и взыскания налога, пеней и штрафа (см. также Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 № 2662/07 ). Схожая позиция излагалась и ранее при рассмотрении дел федеральными арбитражными судами, например, в постановлениях ФАС ВСО от 15.02.2007 № А33-14085/06-Ф02-321/07-С1 , от 27.04.2006 № А19-22256/05-11-Ф02-1900/06-С1 , ФАС ЦО от 10.02.2006 № А62-2822/2004 . Вместе с тем налоговики помимо КНП могут использовать иные формы налогового контроля, причем независимо от факта представления налоговой декларации. При этом если контролеры получат информацию, свидетельствующую о налоговых правонарушениях (в том числе с использованием полученных от третьих лиц документов, подтверждающих данный факт), то это может послужить основанием для включения данного налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Вопрос: В каких случаях налоговый орган вправе провести повторную КНП и по ее результатам вынести новое решение? Ответ: В Письме Минфина РФ от 31.05.2007 № 03-02-07/1-267 ,несмотря на отсутствие в налоговом законодательстве понятия «повторная камеральная проверка», чиновники допускают ее проведение в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации. Причем независимо от результатов ранее проведенной КНП налоговый орган осуществляет проверку уточненной налоговой декларации, по результатам которой в соответствии со ст. 101 НК РФ может быть вынесено решение о привлечении либо отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отметим, что налоговое законодательство не ограничивает срок представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (см. также Постановление ФАС ВВО от 10.05.2007 № А82-12872/2006-15 ). Если повторная КНП налоговой декларации проводится на основе документов, полученных в рамках выездной проверки, то имеются основания для признания недействительным принятого по результатам такой проверки решения инспекции о доначислении налогоплательщику соответствующих сумм налога, штрафов и пеней (Постановление ФАС СЗО от 25.06.2007 № А56-43007/2006 ). |