Главная страница --> Аудит

Что нужно знать бухгалтеру о .. | Остатки на конец месяца: под .. | Почему отказывают в вычете п .. | В помощь кадровикам: как офо .. | Выплаты в связи с нечастным .. |


Как оспорить результаты проверки?

ИА "Клерк.Ру". Отдел новостей /

Результатом налоговой проверки, как правило, становится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Зачастую налогоплательщик не согласен с этим решением. В какие сроки можно обжаловать решение налоговиков? Какие надо предпринять действия и заготовить документы. Наконец, куда следует обращаться?

Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщику широкие возможности по обжалованию решения налоговых органов о привелечении к ответственности. Так, статьи 137 и 138 НК РФ допускают как внесудебное обжалование, так и возможность обратиться с иском в суд.

Жалуемся начальству

Внесудебный порядок обжалования подразумевает подачу жалобы "по служебной лестнице" - в вышестоящую инстанцию.

По результатам выездной налоговой проверки составляется справка, на основании которой в течение двух месяцев издается акт налоговой проверки. Он подписывается должностным лицом инспекции и руководителем проверяемой организации. Заметим, что подписание руководителем акта проверки не означает согласия с отраженными в нем фактами. Акт вручается руководителю организации. В течение двух недель в налоговый орган можно представить возражения по акту в целом или его отдельным частям. Следует заметить, что непредставление возражений не препятствует обжалованию решения о привлечении налогоплательщика к ответственности.

В возражениях налогоплательщику надо последовательно указать свое мнение по каждому пункту акта налоговой проверки, с которыми он не согласен, со ссылками на нормы права и конкретные документы. Необходимо максимально использовать все слабые стороны акта проверки (нарушение порядка оформления акта; исследование ИМНС материалов за рамками вопросов, указанных в решении о проведении выездной налоговой проверки; отсутствие ссылок на конкретные нормы законодательства; обоснование выводов нормами, не подлежащими применению в данной ситуации и т.д.). Возражения могут быть представлены налогоплательщиком лично либо его представителем непосредственно в канцелярию инспекции (для этого нужно составить в 2-х экземплярах письмо с описью подаваемых документов и один экземпляр - с отметкой канцелярии о принятии документов - оставить у себя), либо отправлены по почте с описью вложения.

Необходимо заметить, что сам по себе акт налоговой проверки обжаловать нельзя, поскольку он не нарушает прав налогоплательщика. В нем только перечисляются выявленные нарушения служащие основанием для принятия решения.

В дальнейшем материалы проверки, в том числе и возражения налогоплательщика рассматриваются руководителем инспекции или его заместителем с участием представителя проверяемого. По результатам рассмотрения акта руководитель инспекции может вынести решение о привлечении к ответственности и направить налогоплательщику требование об уплате налога, пеней и штрафа.

Что делать дальше?

Можно подать жалобу в вышестоящий налоговый орган. Сделать это надо в течении трех месяцев со дня со дня получения налогоплательщиком решения ИМНС. Но пропуск этого срока не является "катастрофой". Если это произошло по уважительной причине, то, по заявлению налогоплательщика вышестоящий налоговый орган может восстановить срок (ст. 139 НК РФ).

НК РФ не содержит обязательных требований к составлению жалобы. Мы рекомендуем указать в ней реквизиты: налогового органа, в чей адрес направляется жалоба; налогоплательщика, подающего жалобу; инспекции, чье решение обжалуется; обжалуемого решения. В жалобе также отражаются факты, с которыми налогоплательщик не согласен, факты, нарушающие процедуру привлечения к ответственности. Также в жалобе излагаете мотивированную позицию по фактам, с которыми вы не согласны. Жалоба должна быть подписана руководителем налогоплательщика (его представителем). К жалобе можно приложить обосновывающие ее документы. Например, решение о привлечении к налоговой ответственности; акт налоговой проверки; первичные документы, подтверждающие позицию налогоплательщика; иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы (фактически можно приложить материалы, поданные ранее вместе с возражениями к акту).

Жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом в месячный срок со дня ее получения. По итогам рассмотрения жалобы в течении месяца выносится решение, о котором в течении трех дней с момента вынесения сообщается лицу, подавшему жалобу.

Если в удовлетворении вашей жалобы отказано вы в праве подавать жалобы дальше по вышестоящим инстанциям. Поскольку специальная процедура не установлена, следует сделать вывод, что жалоба подается в вышеописанном порядке.

Жалуемся в суд

Решение о привлечении к ответственности можно обжаловать и в судебном порядке. При этом существует три варианта судебного обжалования решения инспекции: сразу после принятия такого решения; одновременно с подачей жалобы в вышестоящий налоговый орган; после принятия решения по жалобе. Право выбора - за вами.

При защите своих прав в судебном порядке вы можете потребовать признать недействительным решение о привлечении к ответственности, либо обжаловать действия налоговиков по списанию денег со счета. А можно потребовать признать не подлежащим исполнению инкассовое поручение о списании в бесспорном порядке сумм недоимки и пени. Причем обжаловать можно как требование об уплате налогов, пеней и штрафов, так и решение налогового органа на основании которого вынесены эти требования. Срок для подачи искового заявления устанавливается в 3 года (п.9 постановления Президиума ВАС от 22.12.92 N23).



Похожие по содержанию материалы:
Закон о банкротстве требует перемен ..
Бухгалтерский учет и налогообложение пособий по социальному страхованию ..
Аутосорсинг глазами бухгалтера ..
В паре с программой ..
Что нужно знать бухгалтеру о мусоре ..
Остатки на конец месяца: подсчитаем и оценим ..
Почему отказывают в вычете по НДС? ..
В помощь кадровикам: как оформить обучение сотрудников ..
Выплаты в связи с нечастным случаем на производстве ..
Доставка товарно-материальных ценностей поставщиком. Бухгалтерские и налоговые аспекты ..
Скидки покупателям: учет и налогообложение ..
Учет результатов переоценки основных средств ..
Обзор. НДС раздора ..


Похожие документы из сходных разделов


Полугодовая отчетность: заполнение формы № 2

Приближается срок сдачи полугодовой отчетности. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на Отчет о прибылях и убытках - форму № 2, заполнение которой вызывает немало вопросов у бухгалтеров.

Финансовая газета.

Как известно, с 1 января 2003 г. вступило в силу положение по бухгалтерскому учет .. читать далее


Перемены к лучшему?
"Вестник московского бухгалтера" /

Закончились новогодние праздники, и бухгалтеры столичных фирм вернулись к повседневной работе. Рассчитывать налоги им теперь придется с учетом поправок, внесенных в Налоговый кодекс, которые вступили в силу с 1 января.

Всего чиновники приняли 22 закона, изменяющих пор .. читать далее


Обособленные подразделения: как платить налоги и сдавать отчетность

Опубликовано: Журнал "Российский налоговый курьер" №9 2003
© Российский налоговый курьер

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, некоторые налоги должны платить как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения .. читать далее