Главная страница --> Аудит

Прямая рассылка рекламных ма .. | Формы учета и отчетности в с .. | План счетов в соответствии с .. | Личный авто на работе .. | Разучиваем ФОКУСЫ перед выез .. |


«Подозрительные» сделки и их последствия

Бератор "Бератор "Налог на прибыль от А до Я"" /

При проверке налоговая служба обращает внимание не только на первичные документы, но и на то, как составлены договоры фирмы с поставщиками и заказчиками. Она может обратиться в суд для признания сделки недействительной. Право на это у нее есть. Об этом сообщил Президиум ВАС РФ в постановлении от 11 мая 2005 г. № 16221/04.

Какую сделку могут признать недействительной…

Недействительной суд может признать сделку:

  • совершенную лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия (мнимая);
  • совершенную с целью прикрыть другую сделку (притворная);
  • заключенную с нарушением законодательства.

Обратите внимание: доказывать, что сделка недействительна, – обязанность налоговиков.

Под подозрение инспекторов попадают договоры, которые с точки зрения налоговой службы фирма может заключать не ради достижения хозяйственных целей, а исключительно для минимизации налогов.

Например, фирма, у которой нет помещения, приобрела офисную мебель. Чтобы затраты на эту покупку налоговая служба не признала необоснованными, она заключила фиктивный договор аренды. Если налоговая служба докажет, что фирма не снимала никакого помещения, то суд может признать договор мнимым.

Другой пример. Фирме учредитель или дружественная организация отдает какую-то технику. Чтобы не заключать договор безвозмездного пользования и не платить налог на прибыль, фирма оформляет эту передачу как договор хранения за мизерную плату. В таком случае инспекторы так же могут счесть договор хранения мнимым.

Кроме того, контролеры тщательно проверяют договоры, которые фирма должна заключать в особом порядке (договоры аренды или сделки, для которых нужна лицензия). В качестве примера приведем такую ситуацию. Допустим, вы заключили договор аренды недвижимости на срок более года. По закону такой договор нужно регистрировать. Об этом сказано в статье 608 Гражданского кодекса. Если регистрации сделки не было, она будет считаться незаключенной. То же самое касается и другого случая. Предположим, вы подписываете дополнительное соглашение к зарегистрированному договору аренды. Тогда допсоглашение также нужно регистрировать.

Еще один случай. Фирма заключила договор со строительной фирмой. Строительство – это лицензируемый вид деятельности. Если у подрядчика не окажется лицензии, суд может счесть договор недействительным.

Интерес налоговой службы в признании сделки недействительной свой. Получив такой вердикт суда, инспекторы «снимут» из налоговых расходов все затраты, связанные с этой сделкой. Они рассуждают так. Все расходы фирмы должны быть обоснованны и подтверждены первичными документами. А если договор недействителен, значит, и затраты фирма понесла необоснованно. Соответственно их нельзя включить в налоговые расходы. Кроме того, контролеры потребуют исключить из вычетов НДС, предъявленный поставщиком такого договора.

Если же суд сочтет, что вместо договора хранения (аренды и др.) имел место договор безвозмездного пользования или передачи, тогда налоговая служба пересчитает все налоги, исходя из налоговых обязательств по безвозмездной сделке.

…и как этого избежать?

Чтобы этого не допустить, тщательно анализируйте заключаемые договоры. В некоторых случаях небрежное оформление документов может привести к большим штрафам, недоимкам и пеням.

1. Заключая договор, обращайте внимание, кто его подписал со стороны партнера. Имеет ли он на это право? Если договор подписан по доверенности, тогда попросите контрагента выдать вам ее копию.

2. Если вы планируете поручить исполнителю ту или иную работу, выясните, не подпадает ли она под лицензируемые виды деятельности. Если так, то требуйте от него копию лицензии до подписания договора.

3. Арендуя помещение, изучите внимательно договор. Если его заключают более чем на год, не забудьте пройти его государственную регистрацию.

Как мы сказали выше, если налоговой службе удалось доказать, что ваш договор недействителен, она будет требовать убрать из налоговых расходов затраты по такому договору. Но у вас есть возможность доказать, что затраты по недействительному договору все-таки могут уменьшать налоговую прибыль.

Такое мнение высказали федеральные судьи Центрального округа. Они указали, что, даже если договор, на основании которого были произведены расходы, недействителен, такие расходы могут учитываться в себестоимости продукции (постановление от 25 ноября 1999 г. № А09-3086/99-12).


источник: Клерк.Ру


Похожие по содержанию материалы:
Минфин не хочет отвечать за свои слова ..
Земельный налог можно платить по дням ..
Учет дисконтных карт ..
Двойной вычет на одного ..
Прямая рассылка рекламных материалов: нюансы налогообложения ..
Формы учета и отчетности в строительстве ..
План счетов в соответствии с МСФО ..
Личный авто на работе ..
Разучиваем ФОКУСЫ перед выездной проверкой ..
Бухгалтерский учет бракованной продукции в организации, занимающейся издательской деятельностью ..
«Упрощёнка»: проблемы учета минимального налога и убытков ..
Пробелы НК ..
ЕНВД и налог на имущество ..


Похожие документы из сходных разделов


Переоценка основных средств и налоги
Материал предоставлен компанией "Аудит МСК" /

Изменение стоимости активов хозяйствующих субъектов, учет которых является одной из задач современного бухгалтерского учета, обусловлено инфляционными процессами и другими атрибутами рыночной экономики. Методы проведения оценки имущества, исследование теоретических и прикладных проблем, свя .. читать далее


Переоценка основных средств и налоги

В условиях, когда налоговый и бухгалтерский учет амортизации ОС (в силу положений ст. 257 НК РФ) не совпадают, акционеры могут получить относительно больший размер дивидендов при сближении налоговой и бухгалтерской стоимости основных средств, но сами предприятия могут оказаться финансово "обескровленными". Именно за счет переоценки удается найти сбалансированное решение, удовлетворяю .. читать далее


Переоценка основных средств и налоги

Пунктом 15 ПБУ 6/01 установлено, что коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоим .. читать далее