Главная страница --> Аудит

Порядок обложения НДФЛ доход .. | Камеральная налоговая провер .. | Камеральная налоговая провер .. | Переоценка основных средств .. | Обязанности работодателя при .. |


Выездная проверка закончилась. Оспариваем ее результаты

Елена Гурбатова, юрист Коллегии адвокатов «Юков, Хренов и партнеры»

Журнал «Двойная запись» №10, 2006 г

Как правило, большинство выездных проверок организаций заканчиваются доначислением налогов. Однако даже если инспекторы действительно нашли какие-либо ошибки в отчетности, есть способы, которые помогут избежать негативных последствий.

Неправильное решение руководителя ИФНС

Еще с начала выездной проверки нужно обратить внимание на документы проверяющих. Любая выездная налоговая проверка должна иметь формальное основание, которым является решение руководителя налогового органа или его заместителя (ст. 89 НК РФ).

Если вам не предъявляли такого решения и вы не расписывались, что ознакомлены с решением о проведении налоговой проверки, то итоги такой ревизии могут быть оспорены в арбитраже. Судьи, как правило, встают на сторону налогоплательщика и признают результаты такой проверки недействительными. Об этом, например, идет речь в постановлении ФАС Московского округа от 30 сентября 2005 г. № КА-А40/ 9441-05. В нем судьи указали, что отсутствие подписи представителя налогоплательщика в графе «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен» является нарушением процедуры уведомления налогоплательщика о проведении мероприятий налогового контроля.

Оспорить результаты выездной проверки можно, если в этом решении не проставлены все необходимые реквизиты, утвержденные приказом МНС России от 8 октября 1999 г. № АП-3-16/318 «Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок». Например, наименование налогоплательщика написано с ошибкой, неверно указан период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка, виды проверяемых налогов, реквизиты должностного лица, вынесшего решения, и так далее.

Если же все эти условия записаны правильно, проверьте - не превысили ли инспекторы свои полномочия? И если налоговики проверяли те налоги, которые не указаны в решении, либо период, не включенный в проверяемые периоды, результаты такой проверки также могут быть признаны недействительными. Подкрепим сказанное примером из арбитражной практики. Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 6 ноября 2003 г. № Ф09-3667/ 03-АК судьи, исследовав материалы дела, признали, что со стороны налоговых органов имеет место злоупотребление предоставленными правами. В связи с этим суд пришел к выводу, что налогоплательщик не должен нести установленные для него меры налоговой ответственности.

Нарушение условий проверки

Еще одним основанием для оспаривания результатов выездной налоговой проверки может служить нарушение фискалами самих условий проверки, которые приведены в НК РФ. Перечислим их.

Во-первых, налоговой проверкой могут быть охвачены три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году ее проведения, а также текущий год (ст. 87 НК РФ).

Во-вторых, инспектор не может вас проверить в течение одного календарного года два и более раза по одним и тем же налогам за один и тот же период. Такое право им предоставляется только в случае реорганизации либо ликвидации компании или же когда вышестоящей налоговый орган хочет проверить деятельность вашей инспекции (ст. 89 НК РФ).

В-третьих, выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. Датой начала проведения является дата получения налогоплательщиком решения о назначении проверки. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной проверки до трех месяцев. Если у вас есть филиалы и представительства, то срок проведения проверки может быть увеличен еще на месяц для проведения ревизии каждого из них. Правда, к сожалению, пока срок проведения выездной проверки включает в себя только то время, когда инспектор фактически находился на вашей территории.

Нарушение вышеперечисленных условий влечет за собой недействительность результатов проверки в части, касающейся превышения налоговым органом своих правомочий. К примеру, если в ходе ревизии правильности исчисления и уплаты налогов за период с 2003 по 2005 год, начатой в 2006 году, будут выявлены и отражены в итоговом решении нарушения налогового законодательства, имевшие место в 2002 году, это не может повлечь за собой какие-либо юридически значимые последствия для налогоплательщика. Примером тому служит сложившаяся на данный момент арбитражная практика (постановление ФАС Московского округа от 26 октября 2005 г. № КА-А40/10445-05 и постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 апреля 2006 г. № Ф04- 2407/2006 (21978-А81-29).

Кстати, с 1 января 2007 года вступает в силу новая редакция статьи 89 Налогового кодекса РФ, согласно которой, в отличие от прежнего порядка, продление срока продолжительности проведения выездной налоговой проверки становится возможным до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести. Вместе с тем в новой редакции данной статьи отсутствует норма, согласно которой сроки проведения выездной налоговой проверки включают в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика.

Неправильно оформленное требование предоставить документы - повод оспорить штраф

Как правило, одновременно с решением о проведении выездной налоговой проверки инспекторы вручают налогоплательщику требование о предоставлении документов.

И если в пятидневный срок налогоплательщик не предоставит требуемые документы, инспекторы имеют право оштрафовать фирму по статье 126 НК РФ. И, как показывает практика, очень часто они этим правом пользуются. Ведь зачастую речь идет о тысячах документов, оперативно подготовить которые налогоплательщик просто не в состоянии.



Похожие по содержанию материалы:
Применяется ли ПБУ 18/02 в отношении доходов и расходов по деятельности, облагаемой ЕНВД? ..
Полугодовая отчетность: заполнение формы № 2 ..
Резерв расходов на ремонт основных средств ..
Автосервис под мостом ..
Порядок обложения НДФЛ доходов от продажи автомобиля ..
Камеральная налоговая проверка ..
Камеральная налоговая проверка ..
Переоценка основных средств и налоги ..
Обязанности работодателя при несчастном случае ..
Бухгалтерский учет и налогообложение пособий по социальному страхованию ..
Диспозиция: нарушение порядка ведения книги покупок и книги продаж. Санкция: отказ в вычете НДС ..
Налог на доходы в понимании налоговиков ..
ВАС оценил законность писем Минфина ..


Похожие документы из сходных разделов


Порядок расследования несчастных случаев на производстве
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов «BKR-Интерком-Аудит»тел/факс (095) 937-3451 /

Порядок расследования несчастных случаев на производстве установлен статьей 229 Трудового кодекса Российской Федерации.

Для расследования несчастного случая работодатель немедленно создает комисси ..
читать далее
Порядок расследования несчастных случаев на производстве

При крупных авариях с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утверждается Правительством Российской Федерации.

Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве, который не является групповым и не относится к категории тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течени .. читать далее


Порядок расследования несчастных случаев на производстве

По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю трудоспособности работником на срок не менее одного дня либо его смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 в двух экземплярах на русском языке либо на русском языке и государственном языке субъекта Российской .. читать далее