Учесть брендОксана КУРБАНГАЛЕЕВА «Бренд» в переводе с английского означает «марка товара». В обиход русских бухгалтеров слово «бренд» вошло достаточно просто и стало легкой заменой словосочетанию «товарный знак». Без него у компании нет конкуренции, а у продукции – узнаваемости, и потому для всех фирм и товаров товарный знак, а также образ, который он рождает в сознании потребителя, – неотъемлемая составляющая успеха. По сути товарный знак – это обозначение, символ, который служит для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических и физических лиц (ст. 1 Закона от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»). Значок обычно помещают на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации. Часто он заменяет собой название изготовителя товара, которое иногда бывает длинным и сложным. Внимание! Новое имя! Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (п. 3 ст. 2 закона). Разработать его фирма может самостоятельно или поручить его создание специализированной организации. С ней необходимо заключить авторский договор заказа (ст. 33 Закона от 9 июля 1993 г. № 5351-1). Расходы на разработку товарного знака отражаются в бухгалтерском учете на счете 08. В дебет этого счета относят материальные расходы, расходы на оплату труда сотрудников и ЕСН, начисленный на их заработную плату, услуги специализированной организации, другие расходы, связанные с разработкой товарного знака. После того как разработана модель товарного знака, организация должна получить исключительное право на ее использование. Для этого товарный знак необходимо зарегистрировать в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатенте). Подать заявку в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) организация может самостоятельно или через патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте. Напомним, что правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания утверждены приказом Росстата от 5 марта 2003 г. № 32. За регистрацию товарного знака взимается пошлина (ст. 44 Закона № 3520-1). Ее размер установлен Положением о пошлинах, утвержденным постановлением Правительства от 12 августа 1993 г. № 793. Затраты на уплату пошлины включаются в состав фактических расходов на создание товарного знака. На зарегистрированный товарный знак Роспатент выдает свидетельство. Оно удостоверяет приоритет товарного знака и исклю- чительное право владельца на пользование и распоряжение им, а также запрет его использования другими лицами. На основании свидетельства, полученного от Роспатента, товарный знак включается в состав нематериальных активов организации как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Первоначальная стоимость определяется как сумма фактических расходов на разработку и регистрацию товарного знака. На цифрах В апреле 2006 года ЗАО «Чайка» заключило договор на разработку товарного знака дизайнерской студии ООО «Романтика». В мае работы были завершены. Стоимость услуг специализированной организации составила 29 500 руб., в том числе НДС – 4500 руб. В том же месяце организация подала заявку в Роспатент через патентного поверенного. Услуги патентного поверенного по регистрации товарного знака в Роспатенте составили 1534 руб., в том числе НДС – 234 руб. За регистрацию товарного знака «Чайка» заплатила 10 000 руб. В июле было получено свидетельство о регистрации товарного знака. Бухгалтер сделал такие записи: в мае 2006 года Дебет 08-5 Кредит 60 – 26 300 руб. (29 500 – 4500 + 1534 – 234 ) – отражена стоимость услуг сторонних организаций; Дебет 19 Кредит 60 – 4734 руб. (4500 + 234) – выделена сумма «входного» НДС по услугам сторонних организаций; Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 4734 руб. – «входной» НДС предъявлен к налоговому вычету; Дебет 08-5 Кредит 76 – 10 000 руб. – учтена пошлина за регистрацию товарного знака; Дебет 76 Кредит 51 – 10 000 руб. – перечислена пошлина в Роспатент. в июле 2006 года Дебет 04 Кредит 08-5 – 36 300 руб. (26 300 + 10 000 ) – зарегистрированный товарный знак включен в состав нематериальных активов. Учтите, что первоначальная стоимость товарного знака в бухгалтерском и налоговом учете может различаться. Это возможно в том случае, если организация получила товарный знак безвозмездно, в виде вклада в уставный капитал или по договору мены. Амортизация товарного знака Амортизация по товарному знаку начисляется:
Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет. Отсчет этого срока ведется от даты подачи заявки в Роспатент. Включать амортизацию в состав расходов следует с 1-го числа месяца, который следует за месяцем выдачи свидетельства и принятия его к бухгалтерскому учету. Следовательно, при расчете срока полезного использования, в течение которого начисляется амортизация, десять лет уменьшается на время, потраченное на получение свидетельства. В бухгалтерском учете начисление амортизации отражается на отдельном счете 05 или путем уменьшения первоначальной стоимости – на счете 04. |