Главная страница --> Аудит

Минфин разъяснил, как бывшим .. | Налоговая консультация: Вопр .. | Спишет инвестор, а не заказч .. | Переоценка основных средств .. | Как оспорить результаты пров .. |


Расчеты по претензиям. Претензия выставляется поставщиком покупателю

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов «BKR-Интерком-Аудит»тел/факс (095) 937-3451 /

Претензию могут выставлять не только покупатели товарно-материальных ценностей, но и их продавцы. Фактически претензия представляет собой документ, на основании которого происходит досудебное урегулирование споров между сторонами.
Заключая любую сделку, стороны оформляют отношения между собой договором, в котором стараются оговорить все возможные ситуации, которые могут возникнуть между сторонами в процессе осуществления такого договора.

Договора должны составляться в соответствии с Гражданским кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ). Так, например, прежде чем отгрузить товары покупателю, продавец, как правило, заключает с ним договор поставки, который регулируется статьей 506 ГК РФ:

"По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием".

Как и любой другой договор, договор поставки устанавливает сторонам права и обязанности. На практике нередки случаи, когда одна из сторон нарушает принятые на себя в соответствии с договором обязанности или выполняет их ненадлежащим образом. Такой стороной может быть и поставщик, и покупатель.

Если покупатель нарушает свои обязанности, то поставщик может также использовать для защиты своих прав претензионный порядок разрешения спора. При этом поставщик обращается непосредственно к покупателю с требованием об изменении, исполнении или расторжении договора, о возмещении убытков, уплате неустойки или применении иных мер гражданско-правовой ответственности.

Обратите внимание!

Претензионное урегулирование споров между сторонами обязательно в следующих случаях:

  • когда такой порядок установлен Федеральным законом;
  • когда такой порядок предусмотрен договором.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:

"Если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка".

То есть организации могут обратиться в арбитражный суд только после того, как был соблюден претензионный порядок. Если же организации напрямую обращаются в судебные органы, то в этом случае арбитражный суд вправе вернуть исковое заявление.

Надо сказать, что судебная процедура разрешения споров по исполнению договора поставки достаточно длительна. Она связана с различными материальными затратами истца, например с уплатой государственной пошлины, кроме того, "бегание" по различным инстанциям требует большого терпения и времени.

Если же предъявить претензию, то часть разногласий между поставщиком и покупателем можно разрешить быстрее и безболезненнее, чем в арбитражном суде. Поэтому хочется посоветовать организациям, заключая различные виды договоров, предусмотрите в них претензионное урегулирование разногласий.

Заключая договор, можно оговорить отдельным пунктом, что любые споры между сторонами первоначально решаются путем предъявления претензии, либо установить досудебный порядок только для каких-то определенных разногласий, например, в случае просрочки покупателем оплаты поставленного товара применяется досудебный претензионный порядок.

Однако, если между контрагентами заключен договор, в котором не оговаривается претензионное урегулирование споров, то выбирать не из чего, придется сразу обращаться в арбитраж.

Итак, если договором поставки не установлено, что поставщик обязан предъявлять покупателю претензию при нарушении своих прав, то спор может быть разрешен сразу в судебном порядке. Если же договором предусмотрен претензионный порядок разрешения споров, то сторона обязательно должна его придерживаться.

Федеральным законодательством предусмотрен только один случай, когда досудебное урегулирование споров по договору поставки обязательно, независимо от того, установлено оно договором или нет. Это одностороннее расторжение или изменение договора.

По общему правилу изменение или расторжение договора возможно по соглашению обеих сторон (статья 450 ГК РФ):

  1. "Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
  2. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
    1) при существенном нарушении договора другой стороной;
    2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
    Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
  3. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным".

Как видно из текста данной статьи, договор может быть расторгнут в одностороннем порядке, если одна из сторон допустила существенное нарушение его условий. Значит, если покупатель допустит существенное нарушение договора поставки, то продавец имеет право расторгнуть его в одностороннем порядке.

В отношении покупателя существенными нарушениями договора поставки являются: неоднократный срыв сроков оплаты товаров; неоднократная невыборка товаров. Судебно-арбитражная практика признает нарушение неоднократным, если оно было совершено не менее двух раз.



Похожие по содержанию материалы:
Факторинг: займем денег до оплаты ..
Отчет о движении денежных средств ..
Ценные бумаги. Когда дооценка оборачивается прибылью ..
«Подозрительные» сделки и их последствия ..
Минфин разъяснил, как бывшим «упрощенщикам» учитывать свои расходы ..
Налоговая консультация: Вопрос – Ответ ..
Спишет инвестор, а не заказчик ..
Переоценка основных средств и налоги ..
Как оспорить результаты проверки? ..
Обособленные подразделения: как платить налоги и сдавать отчетность ..
О порядке исчисления и уплаты ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль организаций в 1 кварт ..
Налог на прибыль и НДС по операциям доверительного управления ценными ..
Формирование затрат организации торговли ..


Похожие документы из сходных разделов


Декларацию по пенсионным взносам надо заполнять по-новому

Главбух №24, 2003

В декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование внесены изменения. А точнее, в новой редакции изложен лист 06 "Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование".

Отчитываться по измененной форме предприятиям придется уже по итогам 2003 года. Напомним, чт .. читать далее


УСН и строительство
Материал предоставлен специалистами группы компаний "Фабер Лекс".
Полный список статей компании / Проблемы отнесения процентов по заемным обязательствам у налогоплательщика, осуществляющего деятельность по капитальному строительству с целью последующей продажи готового ..
читать далее
УСН и строительство

В чем-то похожая точка зрения озвучена и в Письме Минфина России от 13.10.2006 № 03-03-04/1/691: «…расходы в виде уплаченных банку процентов по кредиту общество вправе учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль только при получении доходов от ведения деятельности (расходы будут уменьшать полученные доходы). Таким образом, при неосуществлении деятельности (при отсутствии дохо .. читать далее