Вопросы и ответы от экспертов ИА "Клерк.Ру"Вопрос №1. Подлежит ли освобождению от обложения налогом на имущество организаций на основании подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ имущество, приобретенное войсковой частью в собственность за счет доходов, полученных от осуществления коммерческой деятельности, и учитываемое на отдельном балансе? Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Одновременно в подпункте 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ предусмотрено, что не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации. При этом нормы НК РФ не ставят возможность применения льготы в зависимость от источников приобретения имущества. Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 28.03.1998г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках В статье 1 Федерального закона от 31.05.1996г. N 61-ФЗ "Об обороне" (далее – Федеральный закон № 61-ФЗ) установлено, что под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ. Имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. На основании статьи 11 Федерального закона № 61-ФЗ Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в тыл Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ. В силу пункта 2, подпункта 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004г. N 1082, а также в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Минобороны России, являющееся федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами РФ, осуществляет в своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ. По мнению арбитражных судов, имущество, закрепленное на праве оперативного управления за войсковой частью, освобождается от обложения налогом на имущество организаций в силу подпункта 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ. Кроме того, имущество, закрепленное за войсковой частью, не признается объектом налогообложения независимо от источника приобретения имущества, при условии использования основных средств налогоплательщиком по целевому назначению. Данные выводы содержится, например, в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 23.10.2006г. N А05-4812/2006-12, от 27.06.2006г. N А56-38558/2005, Постановлениях ФАС Московского округа от 06.10.2006г., 12.10.2006г. N КА-А41/9555-06, от 14.08.2006г., 21.08.2006г. N КА-А41/7474-06, от 19.07.2006г., 21.07.2006г. N КА-А41/6490-06, от 31.01.2007г., 01.02.2007г. N КА-А41/3-07. Таким образом, имущество, приобретенное налогоплательщиком (войсковой частью) в собственность за счет доходов, полученных им от осуществления коммерческой деятельности, и учитываемое на отдельном балансе, подлежит освобождению от обложения налогом на имущество организаций на основании подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ, если названное имущество используется для нужд обороны, поскольку нормы НК РФ не ставят возможность применения льготы в зависимость от источников приобретения имущества. Вопрос №2. Организация - налогоплательщик является управляющей компанией паевого инвестиционного фонда и имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. По результатам проведенной выездной налоговой проверки налогоплательщика налоговым органом вынесено решение о привлечении налогоплательщика по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль. В решении, принятом по результатам проверки, налоговый орган указал, что налогоплательщиком неправомерно занижена налоговая база по налогу на прибыль в связи с учетом в составе расходов затрат на неоднократное в течение проверяемого периода размещение рекламы своей деятельности в печатных изданиях путем заключения соответствующих договоров с издательствами. Налогоплательщик с таким решением не согласился и указал, что данные расходы документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов. |