Главная страница --> Аудит

О налогообложении имущества, .. | Факторинг: займем денег до о .. | Отчет о движении денежных ср .. | Ценные бумаги. Когда дооценк .. | «Подозрительные» сделки и их .. |


Расчеты по аккредитиву

АГ «РАДА» /

Любой продавец хочет быть уверен в том, что его товары будут оплачены. А покупатели зачастую не желают перечислять деньги до того, как получат приобретаемое. Чтобы разрешить это противоречие, существуют аккредитивы.

Понятие и виды аккредитива

Аккредитив – это специальный счет, который открывает в банке фирма-покупатель. На этом счете резервируются денежные средства для последующих расчетов с продавцами. Аккредитив открывается для каждого продавца, с которым покупатель осуществляет свои расчеты.

Аккредитивы могут быть:

– отзывными и безотзывными;

– покрытыми и непокрытыми.

Открыв отзывный аккредитив, покупатель может изменить его условия или аннулировать. При этом он не обязан уведомлять поставщика о своем решении. Для изменения или отмены аккредитива покупатель должен направить в банк письменное распоряжение.

Безотзывный аккредитив покупатель может отменить только с согласия организации-продавца.

При открытии покрытого аккредитива банк списывает со счета покупателя средства и депонирует их для будущих расчетов с поставщиком. То есть распоряжаться этими деньгами фирма не может, пока не истечет срок действия аккредитива.

При непокрытом аккредитиве банк поставщика (продавца) списывает средства с корреспондентского счета банка покупателя в пределах суммы, на которую открыт аккредитив. Таким образом, деньги покупателя остаются в обороте покупателя до момента списания средств с корсчета обслуживающего банка.

Как открыть

Для открытия аккредитива фирме-покупателю нужно заполнить форму 0401063. Этот бланк приведен в Положении о безналичных расчетах, которое утверждено Банком России 3 октября 2002 г. № 2-П (далее – Положение № 2-П).

Обычно форма аккредитива заполняется в четырех экземплярах:

– первый экземпляр банк возвращает покупателю после того, как сделает в нем необходимые отметки;

– второй экземпляр остается в банке;

– третий и четвертый экземпляры банк направляет в банк продавца.

При заполнении бланка нужно обратить внимание на следующее. Графу «Вид платежа» нужно заполнить, только если фирма направляет бланк по почте или телеграфу. В поле «Вид оплаты» нужно указать код 08, а в графе «Срок действия аккредитива» – дату его закрытия. Эта дата устанавливается в договоре между продавцом и покупателем.

Если вы открываете безотзывный аккредитив, об этом нужно сделать соответствующую запись в поле «Вид аккредитива». В противном случае аккредитив будет считаться отзывным. В этом же поле нужно указать еще одну характеристику аккредитива: покрытый или непокрытый. В последнем случае графа «Счет № (40901)» не заполняется.

Поставщик получит деньги по аккредитиву, если представит определенные документы. Их перечень фирма-покупатель должна записать в графе «Платеж по представлению (вид документа)».

Как правило, организации должны сообщать в налоговую инспекцию об открытии банковского счета. Однако это требование к аккредитиву не относится. Дело в том, что он не является банковским счетом. Об этом говорится в письме Банка России от 4 ноября 2002 г. № 08-31-1/3922. В качестве аргумента приведены требования к банковскому счету, которые указаны в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса. Так, при открытии банковского счета нужно заключить договор с кредитным учреждением. Кроме того, на банковский счет можно зачислять и списывать с него денежные средства.

При открытии же аккредитива договор банковского счета не заключается. Кроме того, распоряжаться деньгами, переведенными на аккредитив, можно только после выполнения определенных условий, предусмотренных в договоре поставки. Таким образом, аккредитив не соответствует понятию банковского счета. А раз так, сообщать о его открытии налоговикам не надо.

Когда продавец получит деньги

Для получения денег по аккредитиву продавец должен представить в банк четыре экземпляра реестра счетов по форме 0401065:

– первый экземпляр остается в банке продавца;

– второй экземпляр банк продавца направляет в банк покупателя;

– третий экземпляр банк продавца направляет покупателю;

– четвертый экземпляр возвращается продавцу.

Бланк реестра счетов приведен в Положении № 2-П.

К реестру нужно приложить отгрузочные и другие документы, которые предусмотрены условиями аккредитива. Обратите внимание: эти документы нужно представить до истечения срока действия аккредитива. Если работники банка обнаружат ошибки, то документы возвращаются продавцу. В этом случае фирме нужно исправить недочеты и подать документы повторно. Положение № 2-П это допускает. Правда, тянуть с исправлениями не стоит. Их нужно успеть сделать и подать документы до того, как истечет срок действия аккредитива.

Если аккредитив оплачивается только с согласия организации-покупателя (с акцептом), то его представитель должен заполнить специально отведенную часть реестра. В этом случае представитель покупателя должен представить в банк:

– доверенность, выданную организацией-покупателем, с образцом подписи представителя;

– паспорт или иной документ, который удостоверяет личность представителя;

– образец подписи представителя (проставляется в банке в карточке с образцами подписей и оттиска печати).

Как закрыть аккредитив

Аккредитив закрывается, если:

– истек его срок;

– продавец сдал в банк заявление об отказе от аккредитива;

– покупатель отозвал аккредитив своим распоряжением.

В двух последних случаях такая возможность должна быть предусмотрена при открытии аккредитива.

Продавец составляет заявление об отказе от аккредитива в произвольной форме в одном экземпляре. Это заявление он должен принести в банк, который открыл аккредитив.

Распоряжение об отзыве аккредитива составляется покупателем также в произвольной форме. Обычно этот документ составляется в трех экземплярах.

Расчеты по аккредитиву в бухучете

Записи в бухгалтерском учете будут зависеть от того, какой аккредитив открывается: покрытый или непокрытый. Если организация использует покрытый аккредитив, то перечисление денег на него отражается записью:

Дебет 55 субсчет «Аккредитивы» Кредит 51 (52)

– переведены денежные средства с расчетного (валютного) счета на аккредитив.

Когда деньги с аккредитива будут перечислены продавцу, покупатель сделает проводку:

Дебет 60 (76) Кредит 55 субсчет «Аккредитивы»

– перечислены денежные средства с аккредитива на счет продавца.

Если покрытый аккредитив не использован, деньги возвращаются на расчетный или валютный счет. Это отражается записью:

Дебет 51 (52) Кредит 55 субсчет «Аккредитивы»

– неиспользованные деньги возвращены банком на расчетный (валютный) счет.

Если организация использует непокрытый аккредитив, то сумма аккредитива учитывается на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». Открытие такого аккредитива в учете отражается проводкой:

Дебет 009

– открыт непокрытый аккредитив.

Использование непокрытого аккредитива отражается записью:

Кредит 009

– израсходованы средства непокрытого аккредитива;

Дебет 60 (76) Кредит 51 (52)

– перечислены денежные средства на счет продавца.

Если организация использует аккредитив при покупке материальных ценностей, расходы по оплате услуг банка за его обслуживание увеличивают их стоимость (счета 08, 10, 41 и т. д.). Это следует из пункта 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», а также пункта 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В остальных случаях такие затраты учитываются в составе операционных расходов на счете 91-2 «Прочие расходы».

Пример

ООО «Север» заключило договор на покупку станка. В соответствии с договором его стоимость составляет 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Для расчетов с продавцом «Север» открыл в банке покрытый безотзывный аккредитив на эту сумму. Договором поставки станка установлено, что:

– платежи по контракту производятся с покрытого аккредитива;

– расчеты производятся после предъявления в банк транспортных документов на перевозку станка и счета продавца.

Банк удержал с расчетного счета «Севера» плату за обслуживание аккредитива в размере 0,1 процента от его суммы – 118 руб. (118 000 руб. х 0,1%).

Бухгалтер фирмы сделает проводки:

Дебет 55 субсчет «Аккредитивы» Кредит 51

– 118 000 руб. – перечислены денежные средства на покрытый аккредитив;

Дебет 19 Кредит 60

– 18 000 руб. – учтен НДС по станку;

Дебет 08 Кредит 60

– 100 000 руб. (118 000 – 18 000) – принят к учету станок;

Дебет 60 Кредит 55 субсчет «Аккредитив»

– 118 000 руб. – перечислены деньги продавцу;

Дебет 08 Кредит 51

– 118 рублей – плата за обслуживание аккредитива включена в первоначальную стоимость станка;

Дебет 01 Кредит 08

– 100 118 руб. (100 000 + 118) – введен в эксплуатацию станок;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 18 000 руб. – принят к вычету НДС по станку.

Т.А. Аверина, эксперт АГ «РАДА»
источник: Клерк.Ру


Похожие по содержанию материалы:
Учитываем убыток в целях исчисления налога на прибыль ..
Учитываем убыток в целях исчисления налога на прибыль ..
Как «убить» требование об уплате налога ..
Новый закон о бухучете. Интервью с Виталием Палий ..
О налогообложении имущества, поступившего в счет вклада в уставный капитал ооо неденежными средствам ..
Факторинг: займем денег до оплаты ..
Отчет о движении денежных средств ..
Ценные бумаги. Когда дооценка оборачивается прибылью ..
«Подозрительные» сделки и их последствия ..
Минфин разъяснил, как бывшим «упрощенщикам» учитывать свои расходы ..
Налоговая консультация: Вопрос – Ответ ..
Спишет инвестор, а не заказчик ..
Переоценка основных средств и налоги ..


Похожие документы из сходных разделов


Упрощенная декларация
АГ «РАДА» /

Форма декларации, по которой должны отчитываться упрощенцы,утверждена приказом МНС от 21 ноября 2003 г. № БГ-3-22/647. Крайнийсрок подачи декларации за первое полугодие 2004 года – 26 июля.

Титульная часть

Титульная часть декларации состоит из двух страниц. На первой изни .. читать далее


Возврат товаров в деталях
ИА «Федеральное агентство финансовой информации» /

Т.В. Макарова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Передача на реализацию скоропортящихся товаров чревата тем, что ваш партнер попросту не успеет их продать до истечения срока годности. Именно поэтому в таких ситуациях фирмы, как правило, заключают договор, п .. читать далее


Счета-фактуры при комиссии

Кто, кому и когда

По договору комиссии комиссионер в рамках договора действует во взаимоотношениях с третьим лицом от своего имени. Следовательно, все первичные документы и счета-фактуры он выписывает от своего имени.

При заполнении счетов-фактур нужно руководствоваться статьями 168 и 169 НК РФ, а также Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-факт .. читать далее