Налоговые похождения дисконтной картыВ настоящее время практически невозможно найти компанию, которая бы не поощряла своих клиентов какими-нибудь скидками. Это один из самых распространенных способов, активно используемый фирмами для расширения круга своих потенциальных покупателей. С одной стороны, дисконтная политика преследует благую цель – значительно увеличить выручку от реализации, а потому отказываться от скидок, по меньшей мере нелогично. Но с другой – в Налоговом кодексе нет ни слова о дисконтных картах, а потому бухгалтеры вынуждены самостоятельно решать проблему учета расходов на производство карт. Правда, не без помощи Минфина. Г. Марков, обозреватель "Федерального агентства финансовой информации"Дисконтная карта подтверждает право клиента компании на получение скидок при приобретении ее продукции. Держатель карты может получить ее как бесплатно при совершении первой покупки, так и посредством продажи за весьма существенную цену. Причем конкретный способ и условия распространения карточек, а также цены на них фирма определяет самостоятельно при разработке системы скидок. Все вышеназванные сведения организация указывает в специальном внутреннем документе. К каждой карте прикладываются правила ее использования и печатный каталог участников дисконтной системы (в случае, когда в ней участвуют несколько компаний). Если говорить о введении в пользование дисконтных карт, то это довольно недешевый процесс. Он не ограничивается обычным изготовлением пластиковых или картонных пластинок. К затратам на внедрение дисконта можно отнести и расходы на рекламную кампанию (выпуск и распространение бюллетеней, проспектов, информационных листков, размещение информации в прессе) по разъяснению преимуществ, получаемых покупателем. Ведь, по сути, от этого зависит эффективность дисконтной системы. В случае, если фирма решает присоединиться к уже существующей системе скидок (с получением карт от ее оператора), то здесь тоже есть свои нюансы. Как правило, подобное "слияние" возможно лишь при условии уплаты разового вступительного взноса. Таким образом, можно говорить о том, что дисконтная карта имеет себестоимость, вот только при всей своей очевидности можно ли признать ее в налоговом учете? По идее, с документальным подтверждением проблем возникнуть не должно. Экономическая обоснованность? Действия организации, связанные с распространением карт, напоминают продвижение нового товара, то есть налицо стремление увеличить объем продаж. Или этого всего недостаточно? Бесплатная передача Допустим, компания надумала выпустить собственные дисконтные карты и бесплатно раздавать их клиентам. В данной ситуации налоговики практически всегда утверждали, что стоимость дисконтных карт не увеличивает расходы. Главный довод инспекторов — это безвозмездная передача товара. Ведь затраты на покупку имущества, отданного в дальнейшем кому бы то ни было безвозмездно, в налоговые расходы не включают. Тем не менее с этой позицией чиновников можно поспорить. Дисконтная карта всегда передается на определенных условиях, и чтобы ее получить, необходимо сделать покупки на определенную сумму. В то время как безвозмездным считается договор, по которому одна сторона предоставляет что-либо другой стороне в собственность без какой-либо оплаты. Поэтому в данном случае ни о какой "безвозмездности" речь идти не может. Но нет худа без добра. Недавно некоторую ясность в этот вопрос внес Минфин. Финансисты оказались лояльнее налоговиков. В письме от 13 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/84 они сообщили, что затраты на изготовление дисконтных карт являются обоснованными. Они направлены на увеличение сбыта продукции, вследствие чего средства, направленные на их производство, можно безбоязненно включить в состав прочих расходов. Об этом гласит подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. В то же время есть один момент. Все вышесказанное в предыдущем абзаце относится только к дисконтным картам, переданным в собственность покупателей. Ведь многие компании, выдавая клиентам карточки со скидкой, оставляют их все же в своей собственности. В таком случае "дисконт" считается распиской продавца в том, что он гарантирует скидки держателю карты и является лишь маркетинговым инструментом. Про учет затрат на изготовление подобных "пластинок" в упомянутом письме финансового ведомства ничего не сказано. Однако, по мнению экспертов журнала "Нормативные акты для бухгалтера", не важно, передается карта в собственность покупателя или нет. Цель, для которой она сделана, — увеличение объемов продаж — будет достигнута в любом случае. Затраты на производство подобных карт также направлены на повышение сбыта, следовательно, потраченные средства можно включить в прочие расходы по тем же основаниям. В бухгалтерском учете такие траты необходимо учитывать в составе расходов на приобретение материалов. А при распространении карт стоимость их изготовления списывают в затраты в составе коммерческих расходов. Пример 1 В марте ООО "Зима" выпустило дисконтные карты в количестве 900 штук. На их изготовление фирма потратила 9 440 руб. (в т.ч. НДС — 1 440 руб.). Карты предназначены для покупателей, которые купили товар на сумму более 3000 руб. и распространяются бесплатно. Допустим, что в феврале 200 карт были розданы покупателям. Бухгалтер ООО "Зима" сделал такие записи: Дебет 10 Кредит 60 - 8 000 руб. (9 440 — 1 440) — оприходованы дисконтные карты; |